Главная

Контакты


Курсы Йоги

Консультации

Персонально

Обучение

Теория Йоги

Астрология

Тантра


Йога в Крыму

Туры за рубеж

Рассылка

Магазин


Библиотека

Фото галерея

Видео


О центре

Отзывы о нас

Поиск по сайту




 






School of Yoga Shambhu
Подписка на рассылку Лесной Школы Йоги






курс йоги онлайн

Знание раскрывается постепенно перед тем, кто исследует и практикует принципы Учения. Знание открывается мгновенно перед тем, кто предельно сконцентрировано устремлён к его постижению.

методики йоги

 

 

Философия индуизма тексты по йоге и тантре


Богиня Кали в традиции Трика

Только Кали должна почитаться в кали-югу...

Традиция Трика является многокомпонентной и сочетает в себе как шактистские (каула), так и шиваитские черты, представляя собой высший синтез всех основных тантрических идей и практик. Глупо, поэтому, рассуждать о том, кем же все-таки являются последователи рахасья-сампрадайи - шиваитами или шактистами. Как истинные тантристы-каулы, последователи рахасья-сампрадайи непременно считают себя и шиваитами, и шактистами, т.к. не может быть полноценной Семьи (Кулы) без Отца и Матери. Нередко отдельные ученые-религиоведы или малосведущие в тантрической Традиции люди ошибочно считают трику неким обозначением только “кашмирского шиваизма” и не принимают в расчет сам факт принадлежности трики к кулачаре. Однако, бесспорный и весьма почитаемый авторитет тантрической (общеиндийской в целом и кашмирской в частности) традиции Ачарья Абхинавагупта в своей “Тантралоке” (энциклопедии философии и практики школы трика) прямо заявляет: “Высшая цель [всех духовных устремлений] - это Обитель, называемая Трика. Только она известна как подлинная Кула, потому что вмещает в себя все и постоянно проявляет себя во всем.



Трика - вечное триединство Истины

Подобно тому, как жизнь в каждом члене тела - и большом, и малом, - это одна жизнь, так же и Трика представлена во всем как Знание, само свидетельствующее о себе.” В другом месте “Тантралоки”, а также в “Мригендра-тантре” последователи данной традиции описываются следующим образом: “Внутри - каулы, внешне - шиваиты, а в привычной мирской жизни - приверженцы ведической традиции” (антах кауло бахих шайво локачаре ту вайдиках). Такие Тантры как “Бхайравакула”, “Куларатнамала” и “Трикасара” также однозначно определяют трику как наивысшую и наиболее эзотерическую (рахасья) из школ каулачары.
Слово трика указывает на триединство Шивы, Шакти и джив (индивидуальных душ) как три вечно сосуществующих грани единой Реальности. Трика - это вечное триединство Истины (Таттвы).

Учение Трики нельзя свести ни к безусловному монизму (адвайте) в духе учения последователей Шанкары - ведантистов-майявади, ни к явному дуализму (двайте) в духе учений большинства вишнуитов или христиан. Вместе с тем, это самое эзотерическое из всех тантрических учений не может быть сведено и к некоему компромиссу адвайты и двайты - понятию “единства в многообразии” (вишишта-адвайте и близким ей философиям - например, ачинтья-бхеда-абхеде бенгальских чайтанья-вайшнавов и современных неокришнаитов). Реальное Учение Истины по своей природе является полным, всеохватным и включающим в себя все возможные подходы к постижению единой Реальности и потому не сводится к какому-либо одному конкретному ограниченному “-изму” как порождению человеческого ума.

Знание о спасающей Истине

Напротив, тантрическая Таттва-видья, согласно утверждению восьмой сутры “Пратьябхиджня-хридаям”, включает в себя все возможные “-измы”, точки зрения или “положения, на которые опираются все воззрения” (тад-бхумиках сарва-даршана стхитайах). Таким образом, любые отдельные учения или взгляды (даршаны) представляют собой лишь разные роли, которые играет Одна и Та же Сознательная Сила как Махавидья (Великое Знание). “Она - то Знание, которое спасает” (са Видйа йа вимуктайе), - неоднократно говорится в разных Тантрах. Тантрическому Знанию о спасающей Истине (Таттва-видье) невозможно дать определения лучше, чем это сделал Сам Господь Шива в “Куларнава-тантре” (1.110): “Одни желают недвойственности (адвайты), другие - двойственности (двайты). И те, и другие не знают Моей Истинной Сути (Таттвы), превосходящей собой и двойственность, и недвойственность”.

Как спасающее Великое Знание (Махавидья) Кали проявляет Себя в качестве Десяти Великих Форм Знания (Даша Махавидья). Первой и изначальной Махавидьей является Сама Кали, затем следуют Тара, Шодаши, Бхуванешвари, Чхиннамаста, Бхайрави, Дхумавати, Багала, Матанги и Камала. Все эти проявления Богини представляют собой различные силы единой Божественной Премудрости, по-разному помогающие поклоняющемуся пробудиться от иллюзии и осознать себя во всеединстве с ними, с Адья-Шакти и с Парама-Шивой. Все они выражают различные динамические аспекты единой Космической Энергии и выполняют функции по гармонизации всех различий и противоположностей. В целом, Даша Махавидья - это отражение единой Жизни бытия во всей ее целостности и полноте, в которой все проявления единой Шакти - темные и светлые, материальные и чисто духовные, активные и бездеятельные, - все представлены как Единство в многообразии.
В “Маханирвана-тантре” (13.4) говорится, что Великая Богиня обладает высшей непостижимой и природой, но ради Своих преданных Она соотносит Себя с пракрити (материальной энергией), характеризующейся тремя гунами (качествами) - саттвой (ясностью, спокойствием и благостью), раджасом (активностью, энергичностью и страстью) и тамасом (инертностью, невежеством и тьмой).

Сущность Махавидий

Все Махавидьи группируются в соответствии с тремя гунами и только первая Махавидья, Сама Кали, как Подательница прямого и немедленного Освобождения, стоит выше всех гун. Тара обладает саттвической природой, т.к. дарует знание, ведущее к спасению. Тара щедро одаривает поклоняющихся Ей и другими дарами: ученостью, поэтическим даром, благополучием, успехом в бизнесе, и покровительством со стороны правящих особ. Шодаши (Трипурасундари, Лалита), Бхуванешвари и Чхиннамаста - раджасической природы, т.к. даруют богатство, процветание, райские наслаждения и общий успех в различных созидательных начинаниях. Бхайрави, Дхумавати, Багала, Матанги и Камала (Махалакшми) - тамасической природы. Они даруют успех в магических практиках шаткармы, в борьбе с демонами, злыми духами и врагами, а также в разрушении грехов и пороков.

Существует прямая связь между Даша Махавидья и десятью главными аватарами (воплощениями) Вишну. Так, согласно “Гухьятигухья-тантре” и “Тодала-тантре”, Кали проявляет Себя в аватаре Кришны, Чхиннамаста - как Нрисимха, Камала (Махалакшми) - как Будда, Шодаши (Трипурасундари) - как Парашурама, Бхуванешвари - как Вамана и т.д. Таким образом, преданные-вайшнавы (поклонники Вишну), знают они это или же нет, фактически совершают поклонение Самой Кали, когда почитают Кришну или иные проявления и аватары Господа Вишну, который, в свою очередь, - лишь частичное проявление безгранично великой Шакти. Не случайно, что за последние несколько веков кришнаитская ветвь вишнуизма получила широкое распространение в Индии, а с конца 60-х годов этого столетия - и во всем мире. В кали-югу именно почитание Кришны становится господствующей формой вишнуизма, т.к. Кришна - проявление Кали, а из всех Махавидья и других форм Богини-Матери именно Кали почитается как центральный и главный (и часто вообще единственный!) объект Богопочитания в век кали. “Только Кали должна почитаться в кали-югу” (калау Кали ту кевала), - говорится в “Шакта-прамоде”, известном собрании ритуальных текстов Тантры. Именно из-за своей глубинной эзотерической связи с культом Кали вайшнавское почитание Кришны имеет некоторую силу.

Вайшнавы, достигшие определенных благих заслуг в преданном служении Кришне и удостоившиеся особой милости Шри Радхи, его шакти, нередко легко и естественно склоняются к следованию Тантрическому Пути, ибо лишь на этом Пути преданное служение Богу возможно во всей полноте.

Великая Богиня Кали - источник всех энергий (шакти), олицетворяемых различными (обычно женскими) божествами, которые являются всего лишь Ее эманациями, частичными Ее проявлениями и Ее отдельными архетипичными образами. Каждая из этих богинь выполняет одну или несколько космических функций. Все вместе они составляют единую Силу, наиболее полно воплощенную в Бхагавати Кали. Она - ни что иное, как сам Абсолют-Брахман в его активном Самовыражении. “То, что вы называете Брахманом, я называю Шакти”, - часто говорил великий святой Шри Рамакришна.

В глубокой древности архетипичная форма Кали, как правило, изображалась не в виде антропоморфных мурти (статуй), а была представлена при поклонении каким-либо более абстрактным символом: черным камнем, треугольной пустотой в земле, сосудом с водой или даже небольшой кучкой земли. В племенных верованиях некоторых народностей подобные доведические формы почитания Шакти сохраняются и поныне. Со временем в тантризме получило распространение использование абстрактных символов янтр, также являющихся изображениями архетипичных форм Богини Матери. В тантрической садхане использование янтр часто является даже более важным, нежели поклонение мурти Божества в храме или у домашнего алтаря.

Кали - великая богиня Мать...  Кали в тантризме...    Кали - Изначальная Шакти...

семинары Лесной Школы Йоги - Крым

Ссылки на туры Даты 2024 год Особенности тура Тип и место Период Статус
Непал - Тибет с 9 сентября тур и кора путешествие 17 дней стартовал
Нижний Новгород 16 сентября Курс инструкторов Йоги йога-центр НН  - набор
Зеленогорье Крым 20-22 сентября летнее солнцестояние Отель 2 дня прошел
           
 Программы летних семинаров Лесной Школы йоги перенесены на следующий сезон
Дополнительно:   получить личную программу или персональный курс йоги...