Богиня Кали в традиции Трика
Только Кали должна почитаться в кали-югу...
Традиция Трика является многокомпонентной и сочетает в себе как
шактистские (каула), так и шиваитские черты, представляя собой
высший синтез всех основных тантрических идей и практик. Глупо,
поэтому, рассуждать о том, кем же все-таки являются
последователи рахасья-сампрадайи - шиваитами или шактистами. Как
истинные тантристы-каулы, последователи рахасья-сампрадайи
непременно считают себя и шиваитами, и шактистами, т.к. не может
быть полноценной Семьи (Кулы) без Отца и Матери. Нередко
отдельные ученые-религиоведы или малосведущие в тантрической
Традиции люди ошибочно считают трику неким обозначением только
“кашмирского шиваизма” и не принимают в расчет сам факт
принадлежности трики к кулачаре. Однако, бесспорный и весьма
почитаемый авторитет тантрической (общеиндийской в целом и
кашмирской в частности) традиции Ачарья Абхинавагупта в своей
“Тантралоке” (энциклопедии философии и практики школы трика)
прямо заявляет: “Высшая цель [всех духовных устремлений] - это
Обитель, называемая Трика. Только она известна как подлинная
Кула, потому что вмещает в себя все и постоянно проявляет себя
во всем.
Трика - вечное триединство Истины
Подобно тому, как жизнь в каждом члене тела - и
большом, и малом, - это одна жизнь, так же и Трика представлена
во всем как Знание, само свидетельствующее о себе.” В другом
месте “Тантралоки”, а также в “Мригендра-тантре” последователи
данной традиции описываются следующим образом: “Внутри - каулы,
внешне - шиваиты, а в привычной мирской жизни - приверженцы
ведической традиции” (антах кауло бахих шайво локачаре ту
вайдиках). Такие Тантры как “Бхайравакула”, “Куларатнамала” и
“Трикасара” также однозначно определяют трику как наивысшую и
наиболее эзотерическую (рахасья) из школ каулачары.
Слово трика указывает на триединство Шивы, Шакти и джив
(индивидуальных душ) как три вечно сосуществующих грани единой
Реальности. Трика - это вечное триединство Истины (Таттвы).
Учение Трики нельзя свести ни к безусловному монизму (адвайте) в
духе учения последователей Шанкары - ведантистов-майявади, ни к
явному дуализму (двайте) в духе учений большинства вишнуитов или
христиан. Вместе с тем, это самое эзотерическое из всех
тантрических учений не может быть сведено и к некоему
компромиссу адвайты и двайты - понятию “единства в многообразии”
(вишишта-адвайте и близким ей философиям - например,
ачинтья-бхеда-абхеде бенгальских чайтанья-вайшнавов и
современных неокришнаитов). Реальное Учение Истины по своей
природе является полным, всеохватным и включающим в себя все
возможные подходы к постижению единой Реальности и потому не
сводится к какому-либо одному конкретному ограниченному “-изму”
как порождению человеческого ума.
Знание о спасающей Истине
Напротив, тантрическая
Таттва-видья, согласно утверждению восьмой сутры
“Пратьябхиджня-хридаям”, включает в себя все возможные “-измы”,
точки зрения или “положения, на которые опираются все воззрения”
(тад-бхумиках сарва-даршана стхитайах). Таким образом, любые
отдельные учения или взгляды (даршаны) представляют собой лишь
разные роли, которые играет Одна и Та же Сознательная Сила как
Махавидья (Великое Знание). “Она - то Знание, которое спасает”
(са Видйа йа вимуктайе), - неоднократно говорится в разных
Тантрах. Тантрическому Знанию о спасающей Истине (Таттва-видье)
невозможно дать определения лучше, чем это сделал Сам Господь
Шива в “Куларнава-тантре” (1.110): “Одни желают недвойственности
(адвайты), другие - двойственности (двайты). И те, и другие не
знают Моей Истинной Сути (Таттвы), превосходящей собой и
двойственность, и недвойственность”.
Как спасающее Великое Знание (Махавидья) Кали проявляет Себя в
качестве Десяти Великих Форм Знания (Даша Махавидья). Первой и
изначальной Махавидьей является Сама Кали, затем следуют Тара,
Шодаши, Бхуванешвари, Чхиннамаста, Бхайрави, Дхумавати, Багала,
Матанги и Камала. Все эти проявления Богини представляют собой
различные силы единой Божественной Премудрости, по-разному
помогающие поклоняющемуся пробудиться от иллюзии и осознать себя
во всеединстве с ними, с Адья-Шакти и с Парама-Шивой. Все они
выражают различные динамические аспекты единой Космической
Энергии и выполняют функции по гармонизации всех различий и
противоположностей. В целом, Даша Махавидья - это отражение
единой Жизни бытия во всей ее целостности и полноте, в которой
все проявления единой Шакти - темные и светлые, материальные и
чисто духовные, активные и бездеятельные, - все представлены как
Единство в многообразии.
В “Маханирвана-тантре” (13.4) говорится, что Великая Богиня
обладает высшей непостижимой и природой, но ради Своих преданных
Она соотносит Себя с пракрити (материальной энергией),
характеризующейся тремя гунами (качествами) - саттвой (ясностью,
спокойствием и благостью), раджасом (активностью, энергичностью
и страстью) и тамасом (инертностью, невежеством и тьмой).
Сущность Махавидий
Все Махавидьи группируются в соответствии с тремя гунами и
только первая Махавидья, Сама Кали, как Подательница прямого и
немедленного Освобождения, стоит выше всех гун. Тара обладает
саттвической природой, т.к. дарует знание, ведущее к спасению.
Тара щедро одаривает поклоняющихся Ей и другими дарами:
ученостью, поэтическим даром, благополучием, успехом в бизнесе,
и покровительством со стороны правящих особ. Шодаши
(Трипурасундари, Лалита), Бхуванешвари и Чхиннамаста -
раджасической природы, т.к. даруют богатство, процветание,
райские наслаждения и общий успех в различных созидательных
начинаниях. Бхайрави, Дхумавати, Багала, Матанги и Камала
(Махалакшми) - тамасической природы. Они даруют успех в
магических практиках шаткармы, в борьбе с демонами, злыми духами
и врагами, а также в разрушении грехов и пороков.
Существует прямая связь между Даша Махавидья и десятью главными
аватарами (воплощениями) Вишну. Так, согласно
“Гухьятигухья-тантре” и “Тодала-тантре”, Кали проявляет Себя в
аватаре Кришны, Чхиннамаста - как Нрисимха, Камала (Махалакшми)
- как Будда, Шодаши (Трипурасундари) - как Парашурама,
Бхуванешвари - как Вамана и т.д. Таким образом,
преданные-вайшнавы (поклонники Вишну), знают они это или же нет,
фактически совершают поклонение Самой Кали, когда почитают
Кришну или иные проявления и аватары Господа Вишну, который, в
свою очередь, - лишь частичное проявление безгранично великой
Шакти. Не случайно, что за последние несколько веков
кришнаитская ветвь вишнуизма получила широкое распространение в
Индии, а с конца 60-х годов этого столетия - и во всем мире. В
кали-югу именно почитание Кришны становится господствующей
формой вишнуизма, т.к. Кришна - проявление Кали, а из всех
Махавидья и других форм Богини-Матери именно Кали почитается как
центральный и главный (и часто вообще единственный!) объект
Богопочитания в век кали. “Только Кали должна почитаться в
кали-югу” (калау Кали ту кевала), - говорится в “Шакта-прамоде”,
известном собрании ритуальных текстов Тантры. Именно из-за своей
глубинной эзотерической связи с культом Кали вайшнавское
почитание Кришны имеет некоторую силу.
Вайшнавы, достигшие
определенных благих заслуг в преданном служении Кришне и
удостоившиеся особой милости Шри Радхи, его шакти, нередко легко
и естественно склоняются к следованию Тантрическому Пути, ибо
лишь на этом Пути преданное служение Богу возможно во всей
полноте.
Великая Богиня Кали - источник всех энергий (шакти), олицетворяемых
различными (обычно женскими) божествами, которые являются всего
лишь Ее эманациями, частичными Ее проявлениями и Ее отдельными
архетипичными образами. Каждая из этих богинь выполняет одну или
несколько космических функций. Все вместе они составляют единую
Силу, наиболее полно воплощенную в Бхагавати Кали. Она - ни что
иное, как сам Абсолют-Брахман в его активном Самовыражении. “То,
что вы называете Брахманом, я называю Шакти”, - часто говорил
великий святой Шри Рамакришна.
В глубокой древности архетипичная форма Кали, как правило,
изображалась не в виде антропоморфных мурти (статуй), а была
представлена при поклонении каким-либо более абстрактным
символом: черным камнем, треугольной пустотой в земле, сосудом с
водой или даже небольшой кучкой земли. В племенных верованиях
некоторых народностей подобные доведические формы почитания
Шакти сохраняются и поныне. Со временем в тантризме получило
распространение использование абстрактных символов янтр, также
являющихся изображениями архетипичных форм Богини Матери. В
тантрической садхане использование янтр часто является даже
более важным, нежели поклонение мурти Божества в храме или у
домашнего алтаря.
Кали - великая богиня Мать...
Кали в тантризме...
Кали - Изначальная Шакти...
Ссылки на туры |
Даты 2024 год |
Особенности
тура |
Тип и место |
Период |
Статус |
Непал - Тибет |
с 9 сентября |
тур и кора |
путешествие |
17 дней |
стартовал |
Нижний Новгород |
16 сентября |
Курс инструкторов Йоги |
йога-центр НН |
- |
набор |
Зеленогорье Крым |
20-22 сентября |
летнее солнцестояние |
Отель |
2 дня |
прошел |
|
|
|
|
|
|
Программы летних семинаров Лесной Школы йоги
перенесены на следующий сезон |
Дополнительно: получить личную программу или
персональный
курс йоги... |
|