Кали - великая богиня Мать
Только Кали должна почитаться в кали-югу...
Шакта-прамода
Тантризм - это, прежде всего, шактизм. А шактизм немыслим без
почитания Шакти Дэви, Великой Божественной Матери. Среди
бесчисленных почитаемых форм и образов Богини особое место
принадлежит загадочной, одновременно манящей и пугающей, всегда
будоражущей душу и никого не оставляющей равнодушным к Себе
грозной Богине Кали.
Писания индуизма и Тантры полны восхвалений в адрес Кали, а в
традиции “тантры левой руки” Кали - основной и центральный
объект поклонения.
В кулачаре, самой эзотерической из всех тантрических ачар “левой
руки”, тантрик постигает полностью свое мистическое единство с
Кали, а через Ее милость - и с Самим Шивой. Поэтому и
преданность Матери Кали естественным образом возникает в тех
людях, чья душа уже вполне созрела для практики кулачары. “В
результате благих заслуг, накопленных в течении многих
перерождений, практики аскетизма, пожертвований и строгих
обетов, сознание садхаки, отринувшего все грехи, склоняется к
кулачаре. Разум того, кто погружен в практику кулачары, быстро
очищается. Тогда возникает спонтанная преданность лотосным
стопам Изначальной Кали”, - говорится в “Маханирвана-тантре”
(7.99-100). То, что практика кулачары приводит к состоянию
единства с Кали, подтверждается следующими словами
“Кали-тантры”: ”В садхаках, достигших истинного знания Кулы,
проявляется присутствие Калики”.
Тайна имени Кали
Имя Кали производно от санскритского слова кала, обозначающего
черный цвет. В этом содержится глубокий эзотерический смысл.
Подобно тому, как черный цвет поглощает в себя все прочие цвета,
Кали поглощает и содержит в Себе все мыслимые формы и проявления
Бога - от самых милостивых и благостных до гневных и ужасающих.
Люди с поверхностным восприятием Божественной Реальности обычно
привязываются лишь к слащаво-благостным формам Божества. Таких
людей можно сравнить с восторженными солнцепоклонниками,
ликующими при свете дня, когда не видно ничего такого, что могло
бы сравниться с солнцем как источником жизни и света. Но с
наступлением ночи каждый убеждается, что на фоне безбрежного
чернеющего неба таких “солнц” - неисчислимое количество.
Так же
все почитаемые разными религиями формы Бога - лишь тускло
мерцающие “звезды”, частичные проявления силы и энергии
бесконечно могущественной Кали. Именно в Ней Божественная
Реальность может быть почитаема во всей Своей необъятной
полноте. Поэтому из всех форм Матери-Богини именно Кали
олицетворяет Собой Изначальную Шакти (Адья-Шакти), от которой
производны все прочие божественные формы - как женские, так и
мужские, ибо, говоря словами “Гандхарва-тантры”, “мужская форма,
женская форма, любая форма вообще - все формы, несомненно, -
проявления Ее Высшей Формы”.
В десятой главе “Нирвана-тантры” говорится, что, подобно тому,
как дерево растет и погружается глубже в землю, пузырь - в толщу
воды, или светила - в облака, так же и все боги имеют свое
начало и конец в Кали. Согласно “Маханирвана-тантре” (4.30-32),
Время (Кала) пожирает весь мир во время космического растворения
(пралайи), но Кали пожирает даже само Время, потому Она и
именуется словом Кали. Кали - это Адья-Шакти, Изначальная
Божественная Сила, неотделимая от Своего Супруга, Парама-Шивы,
т.е. Брахмана (Абсолюта). Согласно “Девибхагавата-пуране” и
другим шактистским писаниям, в ходе космического проявления
Изначальная Шакти проявляет Себя как частичные формы
(амша-рупа, еще более мелкие формы (кала-рупа) и как формы,
являющиеся частями частей (каламша-рупа).
К проявлениям первого
типа относятся Дакшинакали, Дурга, Лакшми, Сарасвати, Савитри,
Радха, Бхайрави и другие почитаемые духовные формы Дэви, к
проявлениям второго типа - младшие женские божества (Ганга,
Туласи, Манаса, Шаштхи и другие), а проявлениями третьего типа
являются все местные почитаемые формы Богини (т.н. грама-дэваты,
воплощенные в храмовых святынях), другие мелкие божества и,
наконец, все женские существа вообще.
Хотя Божественная Мать едина и не существует чего-либо вне Ее
(если не считать Парама- Шиву, от которого Шакти всегда
неотделима), ради нужд поклоняющихся Ей и в ходе Своих
божественных игр (лил) Она принимает всевозможные бесчисленные
формы.
Девять проявлений
Богини Кали
Так, “Махакала-самхита” упоминает девять проявлений
Богини Кали: Дакшинакали, Шмашанакали, Бхадракали, Гухьякали,
Калакали, Камакалакали, Дханакали, Сиддхакали и Чандикакали.
Другие Тантры описывают разное число форм Кали в зависимости от
того, какие функции те или иные проявления Матери выполняют и
что собой символизируют. Ачарья Абхинавагупта из Кашмира в своей
“Крама-стотре” перечисляет двенадцать проявлений Кали. Но в
каких бы формах ни выступала Кали, Она не перестает быть Той
единой Силой, что воспета “Деви-Махатмьей”:
МАХАВИДЙА МАХАМАЙА МАХАМЕДХА МАХАСМРИТИХ |
МАХАМОХА ЧА БХАВАТИ МАХАДЕВИ МАХАСУРИ ||
Великое Знание, Великая Иллюзия, Великая Мудрость и Великая
Память,
Великое Заблуждение и Всевладычица, Великая Богиня и Великая
Демоница!
В настоящее время в Индии наиболее почитаема Дакшинакали, иначе
известная как Шьяма и изображаемая черной, обращенной лицом на
юг, четырехрукой Богиней, обычно стоящей на Шиве, неподвижно
лежащем как труп. Происхождение почитания этого знаменитого
образа Матери обычно связывают с именем известного шактистского
святого Кришнананды Агамавагиши, автора “Тантрасары”, жившего в
16 веке в Бенгалии.
Шмашанакали изображается обычно в позе випарита-рати (одна из
сексо-йогических поз, в которой женщина сидит на мужчине сверху
и играет весьма активную роль) вместе с Шивой . Данный образ
выражает идею божественной полноты, когда Шива (Сознание) и
Шакти (Энергия) взаимно дополняют друг друга и сливаются в
нераздельном блаженстве и единстве. Эту форму Матери особенно
почитают тантрики-аскеты, совершая поклонение Ей в шмашанах
(местах ритуального сожжения трупов) и медитируя на достижение
Освобождения.
Существует множество и других почитаемых образов Кали, а также
различные подходы в их соотнесении друг с другом и с Изначальной
Кали (Адья-Кали). Большинство этих образов Матери имеют
практическое значение лишь для конкретных тантрических святилищ
в Индии,где они почитаются на протяжении столетий и где с каждым
из них связан целый цикл легенд, чисто местных обычаев и практик
поклонения. Значительное большинство этих образов не имеют даже
общеиндийского значения и связаны лишь с внутренней жизнью
отдельных индусских общин, нередко даже вовсе нетантрических.
Адья-Кали - форма Божественной Матери
В тантрической традиции рахасья-сампрадайи, которой следуют
последователи “Тантра-Сангхи”, принято почитать Адья-Кали как
основную Форму Божественной Матери, вмещающую в Себя все прочие
Ее проявления как исходящие от Нее последовательные вибрации и
излучения. Сама Адья-Кали при этом остается неизменно
самодостаточной, но одновременно вибрирующей в постоянном
движении (спанда) волн Сознания-Силы так, что Ее
последовательные проявления непрерывно сменяют друг друга, как
вспышки света. Такая последовательность (крама) неисчислимых
излучений Единой Сознательной Силы неизбежно приводит к
восприятию Ее как одной Изначальной Богини, из Которой
невозможно исключить какие бы то ни было проявления бытия: все
отдельные “вспышки” сливаются в единое устойчивое Сияние Образа
Великой Матери, неотделимой от Своего Божественного Супруга,
т.е. Парама-Шивы (Абсолюта).
Данная традиция почитания Шакти восходит к североиндийской
(кашмирской) системе Тантры, известной как трика-каула (другие
названия : кула, каула, Кали-крама, крама, рахасья-каула,
ануттара-каула, ануттара-трика-кула-крама, трика-шасана или
просто трика) . Система трика, составляющая главную
теоретическую основу учения рахасья-каула-сампрадайи
(рахасья-сампрадайи),среди прочих школ каулачары (кулачары)
выделяется своей особо тщательно разработанной и упорядоченной
системой тантрической философии и практики, одновременно включая
в себя при этом основные теоретические и практические достижения
всех эзотерических школ Тантры. Это позволяет последователям
рахасья-сампрадайи успешно опираться на общее духовное наследие
всего тантризма.
Традиция Трика...
Кали в тантризме...
Кали - Изначальная Шакти...
Ссылки на туры |
Даты 2024 год |
Особенности
тура |
Тип и место |
Период |
Статус |
Непал - Тибет |
с 9 сентября |
тур и кора |
путешествие |
17 дней |
стартовал |
Нижний Новгород |
16 сентября |
Курс инструкторов Йоги |
йога-центр НН |
- |
набор |
Зеленогорье Крым |
20-22 сентября |
летнее солнцестояние |
Отель |
2 дня |
прошел |
|
|
|
|
|
|
Программы летних семинаров Лесной Школы йоги
перенесены на следующий сезон |
Дополнительно: получить личную программу или
персональный
курс йоги... |
|