Главная

Контакты


Курсы Йоги

Консультации

Персонально

Обучение

Астрология

Тантра


Йога в Крыму

Туры за рубеж

Рассылка

Магазин


Библиотека

Фото галерея

Видео


О центре

Отзывы о нас

Поиск по сайту




 






School of Yoga Shambhu
Подписка на рассылку Лесной Школы Йоги

Онлайн запись




курс йоги онлайн

Знание раскрывается постепенно перед тем, кто исследует и практикует принципы Учения. Знание открывается мгновенно перед тем, кто предельно сконцентрировано устремлён к его постижению.

методики йоги

 

 

Философия индуизма тексты по йоге и тантре


Змеиная сила. Артур Авалон.  Часть 24

Однако легче высказать те или иные положения современной или древней физиологии, чем найти соответствия в двух системах. В настоящее время это очень трудно. Во-первых, сам материал недостаточно известен нам, а те индийские ученые и Садхаки (сейчас, видимо, немногочисленные), которые хорошо знакомы с этой темой, никогда не имели дела с западной физиологией, с которой можно было бы сравнивать. Кроме того, вполне можно практически освоить эту Йогу и без нахождения этих физиологических соотношений. Работая в этой неисследованной области, я мог продвигаться, лишь опираясь на тексты и ту дополнительную информацию, которая у меня была, с надеждой, что эти исследования будут продолжены другими. Ясно, что Меру-данда - это позвоночник, который, как ось тела, предполагает то же отношение к нему, что и гора Меру. От Мула (корня), Муладхары, позвоночник поднимается к шее. Он и связанные с ним верхние области - спинная луковица, мозжечок и т. п. представляют собой то, что было описано как центральная система спинномозговых нервов (Нади) и мозговых нервов (Широнади). Сушумна, которая несомненно является нервом внутри позвоночника, хорошо описана в текстах, проходя через всю Меру-данда, так же как и спинномозговой шнур, известный в западной физиологии.



Если мы включим туда Filus terminalis и будем считать, что Канда находится между анусом и пенисом, то тогда позвоночник окажется выходящим из той же самой сакро-коссагиальной области в Муладхаре и протягивается к Брахма-рандхре или к месту в основании 12-лепесткового лотоса, и заканчивается в Сахасраре или мозжечке, где окончание нерва Читрини. Место, где находится Канда, указывает "Шат-Чакра Нирупана". Нужно отметить, что "Хатха-Йога Прадипика" указывает на иное, более высокое место Канды, между пенисом и пупком. Место соединения Сушумны и Канды известно как узел Грантхи-стхана, и лепестки Мула-лотоса находятся по четырем сторонам от него ("Шат-Чакра Нирупана", 4) В Сушумне находятся центры Прана Шакти, жизненной силы, называемые Чакрани или лотосами. Спинной шнур заканчивается слепо в Filus terminale, и, видимо, закрывается там. Сушумна у своего основания, называемого Брахма-двара, "дверью к Брахману", закрыта до тех пор, пока, согласно Йоге, Кундалини не пойдет через нее. Высочайшая из Чакр в Сушумне - Аджна, расположена на уровне междубровья и шишковидной железы на вершине мозжечка.. Аджна расположена над Лалата-Чакрой, называемой в некоторых Тантрах Кала-Чакрой и расположенной у основания нёба (Талумула). Сушумна проходит в желудочке мозга, так же как и сам спинной хребет, который входит в четвертый желудочек. Выше Лалаты находится Аджна-Чакра с ее двумя лепестками и Манас-Чакра с ее шестью лепестками, представленная в физическом теле мозжечком и чувствительным центром.

Выше находится Сома-Чакра с 16 лепестками, представляющая собой центр в середине мозга выше сенсориума. Наконец, Сахасрара соответствует самому головному мозгу с извилинами его коры. Так же как все силы находятся здесь, так и все 50 букв, распределенных вдоль спинномозговых центров Сушумны, существуют здесь в умноженной форме (50 Х 20). Возможно, источающая нектар "Луна", Чандра-кала - это нижняя часть мозга, извилины и доли которой напоминают полумесяц, а мистическая гора Кайласа - это верхняя часть мозга. Желудочек, связанный со спинномозговым шнуром, также имеет форму полумесяца. Как уже говорилось, нет сомнения, что Сушумна соответствует центральному каналу спинного мозга. Она занимает то же положение, что и этот центральный канал. Но если предположить, что этот центральный канал и есть Сушумна, то возникает следующий вопрос. Сушумна, согласно текстам, содержит в себе два других канала - Ваджрини и Читрини. Это значит, что должно быть три отдельных образования и в спинномозговом канале. Приходится предполагать, что в этом случае Сушумна - белое нервное вещество спинного мозга, Ваджрини - серое, а Читрини - центральный канал, внутренняя Нади которого называется Брахма-Нади, а в "Шива-самхите" - Брахма Рандхра. Но против этого предположения говорит то, что "Шат-Чакра Нирупана" (шл. 2) описывает Читрини-Нади как существо, тонкое как паутина. Серое вещество не может быть так названо - это вполне плотная вещь.

Поэтому нам приходится отбросить это предположение и придерживаться того мнения, что центральный канал - это Сушумна, и что внутри него, как некие части существуют еще два более тонких и незаметных канала энергии, называемые Ваджрини и Читрини. Я склоняюсь к последней точке зрения. Как говорится в "Шат-Чакра Нирупана" (шл. 3) истинная природа Читрини - быть чистым умом или силой сознания. Там же говорится (шл. 1), что три Нади едины, а что различаются они только, если намеренно их так рассматривать. Они троичны в том смысле, что Сушумна, которая "дрожит как женщина, охваченная страстью", есть сумма "Солнца", "Луны" и "Огня"; суммой трех Гун. Как говорится в "Кшурика Упанишада", Садхака должен проникнуть в белый и очень тонкий Нади и вести Прану через него. Эти три - Сушумна, Ваджрини и Читрини и центральный канал, Брахма-нади, через который согласно излагаемой здесь Йоге проходит Кундалини,части спинного мозга.

И так как "Шива Самхита" и другие йогические тексты утверждают, что все тело зависит от Сушумны, как главного спинного центра нервной системы, то есть основания предполагать, что Ида и Пингала - "Солнце" и "Луна",- это левый и правый симпатические шнуры с каждой стороны огненной Сушумны. Нужно отметить, что согласно общему замыслу "Шат Чакра Нирупана", эти Нади, описанные как белая и розовая, (шл. 1) не просто расположены по сторонам позвоночного столба, но переходят поочередно то на правую, то на левую сторону, напоминая вместе с Сушумной и двумя лепестками Аджна-Чакры контуры жезла Меркурия, который, как утверждают некоторые, они символизируют.

Но в других источниках говорится, что они формой своей напоминают лук, что одна из этих Нади соединена с Сушумной, связана с мошонкой и идет к левому плечу, изгибаясь вокруг сердца, потом ведет вверх к правому плечу и проходит к правой ноздре. Подобно этому другая Нади связана с правой мошонкой и идет к левой ноздре. Это натолкнуло меня на мысль, что может быть Ида и Пингала - это кровеносные сосуды, представляющие внутреннюю вену и аорту. Но тексты, да и сам характер процесса Йоги указывает не на артерии, а, скорее, на нервы. Когда Ида и Пингала достигают места между бровями, они вместе с Сушумной образуют там трижды заплетенный узел, называемый Тривени и идущий к ноздрям. В медулле есть место, где симпатические стволы соединяются вместе, либо, быть может, они там берут свое начало.

Остается рассмотреть позиции Чакр. Хотя "Шат-Чакра Нирупана" говорит только о шести Чакрах, есть еще и другие Чакры. Об этом говорит Вишванатха в его "ШатЧакра Нивритти". Мы уже упоминали о Лалата-Чакре, Манас-Чакре и Сома-Чакре. Хотя шесть Чакр, описанных здесь - главнейшие, действительно, есть длинный список Чакр и Адхар, (как некоторые их иначе называют). В одном современном санскритском тексте, называемом "Адвайта-Мартанда", автор (Свами Брахмананда, который был Гуру покойного махараджи Кашмира) пишет о двадцати Чакрах, перечисляя их следующим образом: 1. Адхара. 2. Куладипа. 3. Ваджра или Йаджна. 4. Свадхиштхана. 5. Раудра. 6. Карала. 7. Гахвара. 8. Видьяпрада. 9. Тримукха. 10. Трипада. 11. Кала-дандака. 12. Укара. 13. Каладвара. 14. Карамгака. 15. Дипака. 16. Ананда-Лалита. 17. Манипурака. 18. Накула. 19. Калабхедана. 20. Махотсаха. Кроме того, без видимой причины, многие другие даны без номеров и характеристик - возможно, из-за недостатков печати,- что в некоторых случаях делает затруднительным определить, где санскритский текст должен читаться как одно слово или как два отдельных. Эти дополнительные Чакры таковы: Парама, Падукам, Падам (или Падукам-пэдам), Калпа-джала, Посака, Лолама, Надаварта, Трипута, Камкалана, Путамбхенана, МахаГрантхивирака, Биндха-Джвалана, Анахата, Янтрапута, Вйома Чакра, Бодхана, Дхрува, Калакандалака, Краунча-бхерунда-вибхава, Дамара, Кула-пхитнака, Кулаколахала, Халаварта, Махад-бхайя, Гхорабхайрава, Вишуддха, Кантхам, Уттамам, Пурнакам, Аджна, Какапуттам, Срингатам, Камарупа, Пурнагири, Маха-вйома, Шактирупа.

Но, как говорит этот же автор, в Ведах ("Йога-Чудамани", "Йогасикха", др. йогические Упанишады) мы читаем только о шести Чакрах. Это те, которые описаны здесь. Поэтому говорится: "Могут ли быть достигнуты какие-либо Сиддхи человеком, не знающим 6 Адхав, 16 Адхар, трех лингамов и пяти элементов, из которых первый - эфир?" Я уже указывал, что позиции Чакр в основном соответствуют спинным центрам тех областей, на которые разделяются позвонки спинного мозга. Установлено и то, что Чакры или Падмы связаны с различными сплетениями, которые существуют в теле и окружают эти области. Автор работы, которая уже цитировалась, идентифицирует Чакры, начиная с Муладхары и следуя выше, с сакральным, предстательным, поджелудочным, сердечным, гортанным и пещеристым сплетениями, а Сахасрару с медуллой. Нужно отметить, что последнее предположение нельзя считать верным. Оно, видимо, основано на шлоке 120 из 5 главы "Шива Самхиты".

Но на мой взгляд этот текст не поддерживает такое предположение. В другом месте автор прямо отождествляет гору Кайласа с Сахасрарой, которая, несомненно, головной мозг. Анатомически медулла находится ниже, чем Аджна Чакра. Работа проф. Саркара содержит несколько ценных дополнений д-ра Броджендранатха Сила, которые между прочим поддерживаются индийскими идеями о жизни растений и животных, физиологии и биологии, включая учение о нервной системе в Тантрах. Спинной мозг и связанная с ним симпатическая нервная система содержит множество центров, ганглий и сплетений (Чакр, Падм), из которых нервы (Нади, Сира и Дамани) распространяются в голове и других частях тела. Из этих ганглиозных центров и состоит симпатическая спинномозговая система.

Начало...   Часть 23...   Часть 25...    

семинары Лесной Школы Йоги - Крым

Ссылки на туры Даты 2022 год Особенности тура Тип и место Период Статус
Нижний Новгород 12-13 февраля Мудры и бандхи Кундалини йога-центр НН 2 дня завершен
Маха Шиваратри 28 февр.-1 марта Усиление духовного Света онлайн 4 часа набор
Лунгомпа-Странники 2-8 мая Йога и Весеннее тепло пеший горы-море 7 дней набор
Сила концентрации 11-12 июня методы сосредоточения Нижний Новгород 2 дня набор
Солнцестояние 20-22 июня Йога и космос у моря 2 дня набор
Бхайрава 16-22 июля тантра - йога палатки, горы-лес 7 дней набор
Шанти 23-30 июля развитие медитации палатки, горы-лес 7 дней набор
Медитация от А до Я сентябрь курс по медитации Нижний Новгород 3 дня набор
Дополнительно:   получить личную программу или персональный курс йоги...