Змеиная сила. Артур Авалон.
Часть 27
Каждая проявленная буква - это Мантра, а Мантра - тело Дэвата. Поэтому в
каждой Чакре столько же Дэват, сколько и лепестков, которые
окружают Дэват и Шакти каждой Чакры, их тонкий аспект - это
форма сознания, господствующая в Чакре. Так, Брахма -
господствующая форма сознания Муладхары, символизируемая Бинду
Биджа ЛАМ. Это тело божества (Дэвата) стихии Земли,
ассоциирующееся с тонкими формами Мантр, которые образуют
лепестки и тела соответствующих энергий. Все тело человека -
Мантра, и оно составлено из Мантр. Эти звуковые силы оживляют,
регулируют и контролируют соответственные грубые проявления в
областях, окруженных ими. Возникает, однако, вопрос,- почему
именно эти, а не другие буквы предназначены для каждого лотоса?
Почему, например, Ха - именно в Аджне, а ЛАМ - в Муладхаре?
Действительно, в Тантрах говорится, что определенные буквы
предназначены для особых элементов. Некоторые буквы называются
Вайава-варна, или буквы, относящиеся к Вайю-таттве, но для
исследования вопроса на основе этого не хватает сведений о
позициях букв, так как буквы, предназначенные для одного
элемента, могут быть найдены и в Чакре, доминирующей Таттвой
которой является другой элемент. Говорится, что при произнесении
отдельных букв включаются в игру те центры, в которых они
расположены, и что это и есть решение вопроса, почему именно эти
буквы принадлежат к этому особому центру. Правдоподобным кажется
то решение, которое я дал в своей книге "Шакти и Шакта". Кроме
этого можно еще сказать, что природу вещей в этом случае сложно
полностью объяснить, так как устройство тела и расположение в
нем грубых органов может рассматриваться как чисто
искусственное, для целей медитации, и в этом случае нет
необходимости ни в каких дальнейших комментариях. Четыре Бхавы
или состояния звука в человеческом теле названы так, как
существующие состояния, в которых звук или движение уже
произведено или стало проявившимся из Пара Шакти в теле Ишвары и
грубой Вайкхари Шакти в теле Дживы. Как уже установлено, в
телесном аспекте (Адхйатма) Карана Бинду находится в Муладхаре и
известен как Шакти Пинда или Кундалини.
Кундалини - это название Шабда Брахмана в человеческом теле.
Ачарья [Из комментария Бхаскарарайя на "Лалита-сахасранама"
(132).], говоря о Кундалини, сказал: "Есть Шакти, называемая
Кундалини, которая всегда занимается работой по творению
Вселенной. Тот, кто познал ее, тот никогда больше не войдет как
дитя в материнскую утробу, и не будет страдать в старости".
Имеется в виду, что он никогда не войдет больше в Сансару, в мир
перерождений. Этот Карана-бинду существует в
недифференцированном состоянии. Тело Кундалини состоит из пяти
букв или телесных сил. Как только появляется эволюция в
космическом теле Ишвары, представленном в семи состояниях, от
Сакала Парамешвара к Бинду, так происходит такое же развитие в
человеческом теле в Кундалини, которая - Ишвара в нем.
Развиваются следующие состояния, соответствующие космическим
развертываниям - Шакти, Дхвани, Нада, Ниродхика, Ардхенду,
Бинду. Таковы же состояния и самой Кундалини в форме Пара-звука
в Муладхаре. Каждая из букв, составляющих тело Кундалини,
существует в 4 состояниях как Пара Шакти, или же в последующих
состояниях проявления звука - Пашианти, Мадхйама и Вайкхари,
которые уже были объяснены выше.
Первое - это состояние различимого звука, существующего в теле
Ишвары, второе и третье существуют в теле Дживы, постепенно идя
к полному проявлению различимого звука человеческой речи,
называемого Вайкхари Бхава. В космическом аспекте эти четыре
состояния - Авьякта, Ишвара, Хиранья-гарбха и Вират. Артхасристи
(объект творения) Кундалини - Калас, исходящие из букв, такие
как Рудра, Вишну-Мурти и их Шакти; Кама и Ганеша и их Шакти и т.
д. Сакала Парамешвара или Шабда Брахман в теле человека - это
Кундалини, и она называется Чит Шакти или просто Шакти. "Когда
приходит Саттва" - это состояние Парам Акаша-вастха. Когда Та
(Дэви), в кого вошла Саттва, становится близкой к тому, чтобы
быть "пронизанной" Раджасом, Она называется Дхвани, и это
Аксаравастха. Когда Ее пронизывает Тамас, она называется Нада, и
это Авьякта-вастха, Авьякта-нада, которая и есть Пара Бинду.
Когда в ней преобладает Тамас, она называется (по словам Рагхава
Бхатта) Ниродхика, когда преобладает Саттва - Ардхенду, а
комбинация воли и знания, в которой работает Раджас, как сила
действия, называется Бинду. Об этом сказано так: "Привлеченный
силой воли (Иччха-Шакти), просвещенный силой знания
(Джнана-Шакти), Господь проявляется как человек, и это
Крийя-Шакти, действие трех". Когда Карана Бинду "дает росток" в
порядке творения (Бинду - Нада - Биджа), тогда возникает
непроявленное слово - Брахман или первичный звук, называемый
Шабда Брахман.
Говорится: "Из дифференциации Карана Бинду возникает
непроявленный звук, который называется Шабда Брахман. Так учат
Шрути". Этот Шабда Брахман - непосредственная причина Вселенной,
которая есть звук и движение, проявляющаяся как идея и язык.
Этот звук - одно с Карана Бинду, поэтому он пропитывает все, и в
человеческом теле прежде всего проявляется в Муладхаре.
"Говорят, в Муладхаре первым появляется в теле воздух. Этот
воздух действует через усилие человека, желающего говорить, и он
- проявление всепроникающего Шабда-Брахмана. В форме Карана
Бинду Шабда-Брахман бывает, когда он остается неподвижным
(Нишпанда) в своем собственном месте (т. е. в Кундалини, которая
сама - в Муладхаре). Тогда это - Парашакти речи, Шабда-Брахман,
проявленный воздухом, дошедшим до области пупа, соединенный с
Манасом обладает природой проявленного Карана Бинду с формой
движения, называемой Пашйанти-звук. Пашйанти, которое
описывается как Джнанатмака и Биндатмака (т. е. в Чит и в Бинду)
устремляется из Муладхары к пупу, или, согласно некоторым
текстам, к Свадхиштхане. Когда Шабда-Брахман, проявленный тем же
воздухом, доходит до сердца, там он соединяется с Буддхи,
обладающим природой проявленного Нада и наделенного особым
движением, называемым Мадхйама-звук. Этозвук Хираньягарбха,
устремляющийся из области Пашйанти к сердцу.
Потом тот же Шабда-Брахман, проявленный тем же воздухом, доходит
до рта, развивается в горле и т. д., получая артикуляцию и
становясь слышимым для ушей других, обладая природой
проявленного Биджа с едва различимой артикуляцией и называясь
теперь Вайкхари-звуком. Это состояние звука называется Вират,
потому что звук устремляется наружу. Вот как объясняет это
Ачарья Бхаскарарайя: "Тот звук, который первым возникает в
Муладхаре, называется Пара, следующий - Пашйанти; следующий,
когда он доходит до сердца и соединяется с Буддхи - Мадхйама.
Это название происходит от того, что эта форма звука средняя".
Эта форма звука вовсе не подобна Пашйанти и не исходит вовне,
как Вайкхари, обладающая полностью проявленной артикуляцией. Она
- нечто среднее между ними. Полное проявление - это Вайкхари
говорящего. Так артикуляция звука производится с помощью
воздуха. Нитья Тантра говорит так: "Пара - форма звука,
возникающая в Муладхаре, она производится "воздухом". Тот же
"воздух", поднимаясь вверх, проявляется в Свадхиштхане в
состоянии Пашйанти.
Медленно поднимаясь вверх, в Анахате он достигает соединения с
познающим (Буддхи) - это Мадхйама. Поднимаясь еще выше и
появляясь в Вишуддхе, он истекает из горла, и тогда это
Вайкхари". Как говорит "Йога Кундалини Упанишада" (гл. 3): "Это
Вак (сила речи) пускает свой росток в Пара, дает листья в
Пашйанту, почки в Мадхйама и цветы в Вайкхари. При возвращении в
прежнее состояние высший порядок звука поглощается. Кто
когда-либо реализует Бога речи (Вак) и нераздельно проявляет
себя - тот искренен в каждом слове будучи тем, что есть." Хотя
существует четыре формы речи, но человек с грубым умом, не
познавший первых трех форм, думает, что речь - это только
Вайкхари, так же как он считает, что физическое тело -
единственная форма его Я, не зная ничего о более тонких
принципах.
Шрути говорят по этому поводу так: "Человек всегда думает, что
его речь несовершенна, но она несовершенна потому, что не
обладает первыми тремя формами". Шрути говорят также: "У речи
четыре степени - они от Брахмана, который мудр и познал их: три
степени - тайные и неподвижные, а четвертая - это человеческая
речь". "Сута-самхита" говорит так: "Апада (неподвижный Брахман)
становится Пада (четыре формы речи) и Пада может снова стать
Апада. Тот, кто знает различие между Пада и Апада, тот
действительно познает Брахмана. Таким образом Шрути и Смрити
заключают, что "То" (Тат) в человеческом теле имеет четыре формы
(Пара, Пашйанти и т. д.). Но даже в форме Пара слово "Тат"
обозначает только Авьякта с тремя Гунами, причину Пара, а не
самого безусловного Брахмана, который выше Авьякта.
Слово "Тат" употребляется в трансцендентном контексте и означает
Шабда-Брахмана или Ишвару, занятого работой по творению,
поддержанию и "разрушению" Вселенной. То же слово косвенно
указывает на безусловного высшего Брахмана, лишенного атрибутов.
Связь между двумя проявлениями Брахмана та же, что и в тождестве
(Тадатмия) Дэви (Шакти) с Чит - это единое, нераздельное
сознание и блаженство. Так же и оба проявления Брахмана - одно и
то же. Хотя они имеют видимость различных вещей, но по сути они
одно. Затем цитируемый комментатор спрашивает, как может слово
"Тат" в Вайкхари-форме обозначать Брахмана,и отвечает, что оно
обозначает его косвенно. Как звук в физической форме речи, оно
только выражает, отождествляясь с физической формой Брахмана
(Вират), а не с самим чистым Верховным Брахманом. Нижеследующее
будет как бы подведением итогов этой и предшествующих глав.
Ниргуна Брахман в своем творческом аспекте становится Сагуна
Шабда Брахманом и принимает форму Пара Бинду, а затем троичного
Три Бинду. Так их становится уже четыре.
Их символизируют, в высшем смысле, четыре формы речи, звука и
состояния (Бхава). Причинный (Карана) или высочайший Бинду (Пара
Бинду) - непроявлен (Авьякта). Это - недифференцированные
Шива-Шакти, чья сила еще не развернута, но уже близка к тому,
чтобы стать проявленной из недифференцированного состояния Мула
Пракрити. Эфир - состояние высшей речи (Пара-Вак), высшего слова
(Логос), обитель которого в человеческом теле - Муладхара Чакра.
Остальное понятно. Есть однако трудности в соотнесении значения
триединой силы, проявляющейся через дифференциацию высшего
Бинду. Частично это связано с тем, что те шлоки текста, которые
передают значение, не всегда нужно читать по порядку слов (Шабда
Крама), а согласно действительному порядку фактов, которые могли
бы быть. В комментариях есть заметные различия.
Начало... Часть 26
Часть 28
Ссылки на туры |
Даты 2024 год |
Особенности
тура |
Тип и место |
Период |
Статус |
Непал - Тибет |
с 9 сентября |
тур и кора |
путешествие |
17 дней |
стартовал |
Нижний Новгород |
16 сентября |
Курс инструкторов Йоги |
йога-центр НН |
- |
набор |
Зеленогорье Крым |
20-22 сентября |
летнее солнцестояние |
Отель |
2 дня |
прошел |
|
|
|
|
|
|
Программы летних семинаров Лесной Школы йоги
перенесены на следующий сезон |
Дополнительно: получить личную программу или
персональный
курс йоги... |
|