Змеиная сила. Артур Авалон. Часть
36
Хотя внешне Мантры выражены в слогах, их сущность - вечный
Шабда, сознание. Слова сами по себе кажутся безжизненными, но
сила Мантры, которая воплощается в них, это сила Сиддха, сила
истины, и она способна учить, потому что это - проявление
Чайтанья (сознание), которое - сама Сатья (истина). Веда,
которая является бесформенным Брахманом, принявшим форму Веды,-
самопросветленный принцип опыта, сам Чит, который проявляет себя
в словах. Они, без человеческого участия, постоянно проявляют
знание природы Брахмана или чистого бытия и Дхармы - тех
принципов физических, психических и духовных законов, которыми
поддерживается Вселенная. Так Божественная Мать - это познание
Брахмана в форме непосредственного опыта, который - плод
реализации великих ведантических учений. Хотя она не
препятствует проявлению сознания и чувства во всех вещах, но и
сама она не проявляется без специальных процессов. И хотя
сущность Мантр - сознание, но это сознание не проявлено без
соединения силы Садхака (извлекаемой из Садханы) с силой Мантры.
Следовательно, как сказано в "Шарада Тилаке", "хотя Кула
Кундалини, чья сущность - Мантра, сверкает как молния в
Муладхаре у каждого Дживы, но только в лотосе сердца Йогина она
проявляет себя и танцует от радости. (В других случаях,
существуя в тонкой форме, она не проявляет себя). Ее сущность -
все Веды, все Мантры и все Таттвы. Она - мать трех форм энергии,
Солнца, Луны и Огня, и она - сам Шабда Брахман". Поэтому
Кундалини - самое мощное проявление творческой силы в
человеческом теле. Она - Шабда Брахман, т. е. Атман, как
проявитель Шакти в теле, в каждой силе, в каждой вещи и в каждом
человеке. Шесть центров и все развивающееся из них - это Ее
проявление. Шива пребывает в Сахасраре, высшей Шри-Чакре, а
остальные шесть центров - низшие, хотя Шакти и Шива - это одно.
Поэтому тело Кундалини Шакти состоит из восьми частей, т. е. из
шести центров психической и физической силы, из самой Шакти и
Сада Шивы - ее повелителя.
В Сахасраре Кундалини поглощается высшей Атма-Шакти. Кундалини -
великая Прана-Дэвата, владычица жизни, Надатма, и когда Прана
идет по срединному пути через Сушумну по направлению к Брахма
Рандхра, она непременно должна пронизать лотосы или Чакры,
которые преграждают ей путь туда. Кундалини, будучи Прана Шакти,
двигая Прану, движется и сама. Асаны, Кумбхаки, и Мудры
применяются, чтобы пробудить Кундалини, и чтобы Прана, удаленная
из Иды и Пингалы, смогла дать силу этой Шакти после ее входа в
Сушумну или в Пустоту (Шунья) идти вверх по направлению к
Брахма-Рандхра. Говорят, что тогда йогин становится свободным от
активной Кармы и достигает состояния естественности
(Сахаджавастха). Тогда его цель - сделать безжизненным все
остальное тело и перевести Прану из Иды и Пингалы в Сушумну,
которая поэтому рассматривается, как самый важный из всех Нади,
"наслаждение йогов", и заставить Прану восходить через лотосы,
которые "расцветают" при ее приближении. Тело становится
безжизненным с обеих сторон позвоночника и Прана движется только
по позвоночнику.
При растворении Праны возникает состояние Маномайя, а из него
возникает растворение Манаса. При ежедневной практике удержания
Праны в Сушумне, ее естественное стремление идти своим обычным
путем ослабевает, и ум становится устойчивым. Потому что, когда
движется Прана, движется и ум, так как он питается объектами
внешнего мира. Но когда Прана в Сушумне, "там нет ни дня, ни
ночи", ибо "Сушумна истребляет время". Пока Прана движется,
Вритти - колебания ума,- не прекращаются. И, как говорит
"ЙогаВасиштха", пока Прана не перестала существовать, никогда
Таттва Джнана не сможет разрушить Васану - тонкую причину воли к
жизни, причину перерождения. Таттва Джнана или высшее познание -
разрушение Читты и Васаны. Задержка дыхания также растапливает и
плотное семя. Семя течет до тех пор, пока действует Прана. А
пока не успокоится семя, не успокоится и ум. Ум нужно
тренировать для отвлечения от мира. Говорят, что эти результаты
достигаются пробуждением Кундалини и последующими процессами,
ключом к которым она является.
Как человек открывает дверь ключом, так йогин должен открыть
силой дверь к освобождению с помощью Кундалини. Ибо она спит в
Муладхаре, закрывая своим ртом вход в Сушумну, через которую
должно произойти восхождение к Брахма Рандхре. Канал Сушумны
может быть открыт, и тогда Прана сама естественно войдет в него.
"Она - молодая вдова, которой нужно овладеть силой". Поэтому
предлагается ежедневная практика для приобретения способности
манипулирования с этой Шакти. Для того, чтобы довести Шакти до
Сахасрары, нужны годы, хотя иногда это может быть сделано и за
более короткое время. Вначале она доходит только до какогото
определенного уровня, а потом движется все выше и выше. Тот, кто
довел ее до определенного уровня, в следующий раз уже легче
сможет достичь этого же места. Но чтобы идти еще выше, требуются
дальнейшие усилия. В каждом из центров испытывается своя форма
блаженства и достигаются свои силы, такие как победа над
элементарными формами чувствительной материи, вплоть до Аджна
Чакры, где переживается в опыте вся Вселенная. Однако при самых
ранних стадиях у Шакти есть естественная тенденция возвращаться
назад. При постоянной практике контроль усиливается, и ее
поднятие облегчается.
Когда нервы чисты, ее можно легко вернуть назад вниз даже из
Сахасрары. Достигший в своей практике совершенства, йогин может
оставаться в Сахасраре столько, сколько пожелает. И это
блаженство такое же как и освобождение (субъект в этом случае
возвращается назад) или же он может перенести себя в другое тело
- эта практика известна как в индуистской, так и тибетской
Тантре, и в последней она называется Пхова. Принципом всех
методов достижения Самадхи является удаление Праны из Иды и
Пингалы. Когда это достигнуто, нервы становятся "мертвыми",
потому что жизненная сила ушла из них. Тогда Прана идет в
Сушумну и пронизывает с помощью Кундалини 6 центров, которые
находятся там, а потом растворяется, поглощаясь в Сахасраре.
Способы для достижения этого при работе с Муладхарой кажутся
различными, но в - общем все они состоят в том, что Прану нужно
направить вниз, а Апану вверх, изменив этим естественное
направление их движения с помощью Джаландхара Бандхи и Мула
Бандхи. Когда Прана и Апана соединятся, внутренний огонь
усиливается.
Это напоминает пустой цилиндр, в котором с двух концов сжимаются
поршни и воздух, который не может выйти, нагревается. Тогда от
теплоты змея - Кундалини Шакти,- пробуждается из своего
потенциального состояния, которое мы называем "сном" и в котором
она пребывает, свернувшись кольцом. Тогда она "шипит",
выпрямляется и входит в Брахма-Двара, вход в Сушумну, где при
дальнейших усилиях пронизывает центры, расположенные в Сушумне.
Этот последовательный процесс сопровождается некоторыми
трудностями, так как в Сушумне есть три "узла" (Грантхи), в
которых Майя особенно сильна. В особенности это относится к
брюшному узлу, пронизывание которого может вызвать сильную боль,
недомогание и даже болезнь. Как уже говорилось, в этих узлах
сходятся Чакры каждой из трех групп. Некоторые из этих процессов
описаны в "Шат-Чакра Нирупана". В предварительной шлоке
говорится, что только те, кто знаком с 6 Чакрами, могут
практически иметь дело с ними, а шлока 1 говорит, что эта Йога в
силу специфики своего метода не может быть осуществлена без
знания Чакр и Нади. Там же говорится, что Брахман может быть
реализован, вопрос в том, как этого достичь.
Комментарий к шлоке 1 говорит, что в высшей степени милосердный
Свами Пурнананда, желая содействовать спасению мира,
погруженного в грязь и нужду, решил изложить, как можно
пронизать с помощью Шакти Кундалини шесть Чакр, и сообщает это
ведущее к освобождению знание Брахмана. Прежде уже упоминалось,
что умение сосредотачиваться на Чакрах и т. п. - "первый побег
растения йоги". Как говорит комментатор, Брахман - это высшее
сознание, достигаемое в процессе познания. Первая причина такого
познания - знакомство с практикой тантрической Йога-Садханы,
которая занимается Чакрами, Нади и Кундалини, вторая причина -
реализация этой Садханы пробуждением Кундалини, а конечный
результат - это то переживание Брахмана, которое возникает от
действия Кундалини, которая - Шакти или сила воли, действия и
познания и существует в грубой и тонкой форме.
Ум - это одна из многих форм Кундалини, так же как и то, что
называется материей. Оба эти проявления - и ум, и материя,- в
равной мере проявления той силы Пракрити, которая является более
грубой формой Нада-Майя-Шакти. Кундалини принимает форму
Пракрити. Эта пробуждаемая сила сама по себе и есть сознание, но
когда она пробуждается и идет вверх к мозговому центру, тогда
она является источником подлинного познания, которое и является
высшим сознанием. Пробуждение этой силы достигается волей и умом
и сопровождается соответствующими физическими действиями.
Садхака садится в предписанной Асане и успокаивает ум
посредством Кхечари Мудры, в которой производит концентрацию
между бровями. Воздух вдыхается и задерживается.
Начало... Часть
35... Часть
37...
Ссылки на туры |
Даты 2024 год |
Особенности
тура |
Тип и место |
Период |
Статус |
Непал - Тибет |
с 9 сентября |
тур и кора |
путешествие |
17 дней |
стартовал |
Нижний Новгород |
16 сентября |
Курс инструкторов Йоги |
йога-центр НН |
- |
набор |
Зеленогорье Крым |
20-22 сентября |
летнее солнцестояние |
Отель |
2 дня |
прошел |
|
|
|
|
|
|
Программы летних семинаров Лесной Школы йоги
перенесены на следующий сезон |
Дополнительно: получить личную программу или
персональный
курс йоги... |
|