Змеиная сила. Артур Авалон.
Часть 5
Так, в шлоке 21 "Шат-Чакра Нирупана" сказано, что созерцание
НабхиПадма дает йогину силу разрушать и творить миры. Также
говорится, что овладение Чакрами может порождать различные
Сиддхи или сверхспособности, связанные с преобладающими в той
или иной Чакре элементами. Утверждается, что это действительно
так, Пандит Ананта-Кришна Шастри пишет: "Мы можем каждый день
встречаться с некоторыми людьми, толкающими нас на улице или на
базаре, которые со всей искренностью пытались достичь самого
высокого божественного плана, но пали на этом пути жертвами
иллюзий психического мира и остановились на одной из шести Чакр.
Эти люди находятся на разной степени достижения и обладают
некоторыми силами, которых нет даже среди лучших умов обычного
человечества.
Эта школа практической психологии была очень
хорошо разработана в Индии, и это может быть очевидным на
примере этих людей, скитающихся во всех частях страны, не говоря
уже о бесчисленных трактатах на эту тему". С точки зрения
духовной Йоги даже просто подъем Змеиной Силы приводит ко
многому, но с точки зрения самой высшей Йоги ничто реальное не
достигнуто до тех пор, пока не достигнута Аджна Чакра. Сказано,
что Садхака, чья Атма - ничто иное, как размышление об этих
лотосах, "становится творцом, хранителем и разрушителем трех
миров", и хотя, как указывает комментатор ("Шат-Чакра Нирупана",
34), "эта величайшая Прашамсавада или Стхути-Вада", это всего
лишь форма красноречия, которая в санскритских текстах часто так
же далека от реальности, как и в нашей обычной жизни. Хотя может
быть достигнуто действительно многое, но лишь после того, как
Таттвы всех центров поглощены и полное знание Сахасрары
достигнуто.
Йогин обретает все это, но цель его - прекращение перерождений,
которое наступает вслед за концентрацией Читты на Шива-Стхана,
обители блаженства. Неверно было бы полагать, что только от
того, что "Змеиный Огонь" пробуждается, человек уже становится
йогином или достигает конца Йоги. Есть и другие моменты
расхождения, которые сам читатель сможет обнаружить, и в которые
я не стану вдаваться, потому что я сравниваю две точки зрения на
основании общего контраста этой современной статьи и индийской
традиции. Нужно отметить, что эти расхождения - не только в
деталях. Сам стиль мысли настолько различен, что вкратце это
невозможно описать, но каждый, кто близко знаком с индийскими
текстами и образом мысли, быстро это заметит сам. Это создает
предпосылки для истолкования всех этих процессов и их
результатов как чисто субъективных, в то время как для целей
Садханы нельзя игнорировать, объективный аспект. Индийская
теория носит глубоко философский характер. В то время как
Лидбитер приписывает самой силе становиться по своей воле
большой или малой (Анима и Махима Сиддхи) благодаря некоему
чувствительному каналу или "микроскопической змее" на лбу,
индиец сказал бы, что все силы (Сиддхи) являются атрибутами
(Аишвария) Господа Ишвары или творящего сознания, и что в такой
степени, в какой Джива реализует это сознание, в такой степени
он и участвует в присущей этому сознанию силе, согласно степени
своего достижения. [Поскольку это происходит по милости Богини,
то она называется "подательницей 8 Сиддхи, дающей Аишвария
(Isitvadyastasiddha)". См. "Trisati", 2,47.]
Основной характерной чертой индийской системы, придающей ей
действительную глубину, является то первостепенное значение,
которое придается сознанию и его состояниям. Эти состояния
способны творить, поддерживать и разрушать миры. Брахма, Вишну и
Шива символизируют функции единого Вселенского Сознания,
действующего в нас. И в каком, бы смысле мы не употребляли эти
имена, речь идет о действительной трансформации сознания из
"низшего" состояния в "высшее", что является и процессом Йоги, и
ее плодом, и причиной всякого связанного с ней опыта. Но как в
этом, так и во всех других случаях мы должны отличать
практический опыт от теории. Подобный опыт, вероятно, достижим
различными способами и он может быть истинным, хотя теория,
объясняющая его, может быть и неверной. Следующие главы этой
книги помогут читателю продолжить подобные сравнения самому. Как
я уже говорил, практически Кундалини не пробуждается иначе, как
в Муладхаре, и способами, указанными здесь, хотя и бывает, что
это происходит случайно, когда кто-либо имел счастливую
возможность принять подходящую позу в нужных условиях. Так, мне
рассказывали историю об одном человеке - его тело было холодным,
как труп, и только верхушка головы была немного теплой (это
состояние КундалиниЙога Самадхи). Его массировали топленым
маслом, и тогда голова стала немного теплее. Теплота спустилась
к шее, а потом и все тело потеплело.
Человек пришел в сознание и рассказал историю своего состояния.
Он сказал, что проделывал разные вещи, подражая позам йогов, и
вдруг внезапно впал в "сон". Было высказано предположение, что у
него остановилось дыхание и, находясь в нужной позе и условиях,
он случайно пробудил Кундалини, которая взошла к мозговому
центру. Однако, не будучи йогом, этот человек уже не смог
вернуть ее обратно. Кроме того, это могло бы быть сделано только
в том случае, если Нади очищены. Я рассказывал тому пандиту,
который поведал мне эту историю (он сам изучал Йогу, а его брат
практиковал ее) о случае с одним моим другом, европейцем,
который не был знаком с описываемыми здесь процессами Йоги, хотя
и читал о Кундалини в переведенных санскритских трактатах. Он
верил, что пробудил Кундалини одним лишь только размышлением. Он
писал мне, что, видимо, ему, как европейцу, было бы ни к чему
вдаваться в детали восточной Йоги. Однако он видел "нервы" Иду и
Пингалу и "центральный огонь" с дрожащей аурой розового света,
лазурно-голубой свет и белое пламя, которое поднялось в мозг и
вспыхнуло там похожим на крылья пламенем с другой стороны
головы. Огонь вспышками двигался от центра к центру с такой
быстротой, что он осознал из этого видения лишь немногое, а само
движение силы он видел как бы в теле другого человека. Сияние
Иды было бледно-лазурное, а вокруг Пингалы - опаловое,
бледнорозовое. Кундалини явилась в этом видении как яркий,
золотистый белый огонь, завивающийся спиралью. Когда она прошла
через центры, Сушумну, Иду и Пингалу, символически явившихся в
виде жезла Меркурия, тогда маленький шар на вершине этого жезла,
отождествленный с Сахасрарой или с шишковидной железой, вспыхнул
сиянием ауры, подобной двум крыльям, когда огонь дошел до него.
Однажды ночью, "будучи необычайно свободным от нечистоты
телесных желаний", он почувствовал как змея развернула свои
кольца и устремилась вверх, и он тогда оказался в "фонтане огня"
и почувствовал, по его словам, "как пламя распространяется
вокруг его головы, затем раздался музыкальный гул, подобный
звуку цимбал, в то время как вспышки пламени усилились и
образовали нечто подобное крыльям, сложенным у меня над головой.
Я почувствовал качающееся движение. Я был испуган, потому что
эта сила казалась мне чем-то таким, что может меня уничтожить".
Мой друг пишет дальше, что в своем возбуждении он забыл
фиксировать ум на Высшем, и так упустил божественную
возможность. Может быть это случилось потому, что он, как он сам
писал мне, не рассматривал пробуждение этой силы как
действительно высокий духовный опыт и рассматривал его наравне с
другими своими экспериментами с состояниями сознания. Мнение
пандита об этом переживании было следующим: если дыхание
останавливается и ум направляется вниз, чувствуется теплота.
Можно "увидеть" Кундалини ментальным зрением и познать ее в
непосредственном опыте, не поднимая вверх, что может быть
сделано только посредством метода, предписываемого Йогой.
Кундалини может быть видима как свет в нижнем центре
(Муладхара). Умом (Буддхи) экспериментатор постиг ее, но так как
он специально не обучался этой практике, то был напуган. Есть
простой признак действительного пробуждения Шакти. Когда она
пробуждается, то в том месте чувствуется сильная теплота, но
когда она проходит центры и покидает их, то пройденные и
оставленные части становятся холодными и безжизненными как труп.
Прогрессирующее движение Шакти вверх может быть проверено и
другими людьми. Когда Шакти достигает вершины мозга (Сахасрара),
то все тело холодно и подобно трупу, исключая верхушку черепа,
где остается некоторая теплота, потому что это - то место, где
соединяются статический и кинетический аспекты сознания.
Эта книга выпускается не с целью утверждения истины, и не с
целью определить пригодность принципов и методов этой Йоги - это
каждый должен определять сам для себя,- но лишь как первая
попытка снабдить тех, кто интересуется всем этим, по возможности
точным и полным описанием. Однако понимание достаточно сложного
содержания текста возможно лишь в том случае, если мы кратко
суммируем некоторые философские и религиозные доктрины, которые
лежат в основе всего этого труда. Поэтому в следующих главах
будет идти речь о сознании, о разуме, материи, жизни и о том,
как они проявляются в воплощенном духе, в Дживатмане. Затем
будет рассматриваться кинетический аспект духа, Шакти, и то, как
она представлена в проявленном Макрокосме и в человеческом теле,
или Микрокосме, которое в малом масштабе повторяет большой мир.
Как говорится в "Вишвасара-Тантре": "Что есть здесь, то есть
везде, а чего нет здесь, того нет нигде". После главы о "Слове"
и о звуках речи, пойдет разговор о "методе возвращения", Йоге.
Последнего нельзя понять, пока не будет усвоен материал
предыдущих разделов. Необходимо объяснить и понять теорию
эволюции мира хотя бы ради практического содержания, которого
касается эта книга. Об этом говорится в комментарии к шлоке 39
"Шат-Чакра Нирупана", что когда имеешь дело с практикой Йоги, то
нужно помнить, что вещи растворяются в том, из чего они
возникли, и что процесс Йоги, описываемый здесь, и есть такое
обратное растворение, Лайя. Возвратный процесс йоги (Нивритти)
не будет понят, пока не будет понят процесс творения
(Правритти). Поэтому для понимания тех вопросов, с которыми мы
здесь имеем дело, нам необходимо кратко рассмотреть доктрину
Шакта-Тантр о Силе.
Все, что проявляется,- разум, жизнь, материя,- есть Сила
(Шакти). Наличие Силы подразумевает и Обладателя Силой
(Шактиман). Нет ни Обладателя Силы без самой Силы, как нет и
Силы без ее Обладателя. Обладатель Силы - Шива. Сила (Шакти) -
великая Мать Вселенной. Нет Шивы без Шакти, как нет и Шакти без
Шивы. Оба они в своей сущности - одно целое. Каждый из них -
СатЧит-Ананда, Бытие-Сознание-Блаженство. Эти три слова избраны
для описания конечной реальности потому, что чистое бытие или
"существование" отличается от обычной формы бытия. "Быть" - это
значит "осознавать", и потому совершенное Бытие-Сознание - это
Все, а ничем не ограниченное бытие - это Блаженство. Эти три
слова определяют, чем является в своей сущности самая последняя
реальность. Наложением на эти понятия имени (Нама) и формы
(Рупа) либо разума и материи мы получаем ограниченное
Бытие-Сознание-Блаженство, которое и есть Вселенная. Чем была бы
Сила, если бы не было Вселенной? Тогда это была бы сила быть,
сохранять саму себя и противостоять всем переменам. В эволюции -
это сила становления и изменения, а в ее проявленной форме - это
материальная причина, полное изменений становление мира. Не
становление - это Бог, т. е. конечная форма, и он - бесформенная
бесконечность. Но сущность этого - бесконечность Силы,
принадлежащая такому же бесконечному Обладателю Силы. Это Он
подталкивает эту Силу все дальше и дальше, и творит Вселенную.
Покой подразумевает активность, а активность подразумевает
покой. Позади всякой активности есть статическое основание. Шива
- такой статический аспект реальности, а Шакти - кинетический,
движущийся аспект. Оба в сущности - одно целое. Все есть реаль
ность, одновременно и неизменная и изменчивая. А Майя согласно
этому учению - это не "иллюзия, а, по лаконичным словам
Камалаканта, Шакта-Садхака,- "форма бесформенного". Мир - это Ее
формы, и эти формы, конечно же, реальны. Человек по своей
сущности,- это обладатель статической Силы, Шива, который -
чистое сознание; а как разум и тело, человек - проводник Силы,
Шакти или Матери. Так он - Шива-Шакти, проявление Силы. И цель
Садханы, цель йоги - поднять эту силу к ее полному,
неограниченному ничем проявлению, полнота которого - в
неограниченном переживании. Единственный способ достичь этого -
следовать Йоге, посредством которой человек переходит от
ограниченного мирского опыта к тому опыту, который является
неограниченной полнотой (Пурна) совершенного блаженства.
Начало... Часть 4
Часть 6
Ссылки на туры |
Даты 2024 год |
Особенности
тура |
Тип и место |
Период |
Статус |
Непал - Тибет |
с 9 сентября |
тур и кора |
путешествие |
17 дней |
стартовал |
Нижний Новгород |
16 сентября |
Курс инструкторов Йоги |
йога-центр НН |
- |
набор |
Зеленогорье Крым |
20-22 сентября |
летнее солнцестояние |
Отель |
2 дня |
прошел |
|
|
|
|
|
|
Программы летних семинаров Лесной Школы йоги
перенесены на следующий сезон |
Дополнительно: получить личную программу или
персональный
курс йоги... |
|