Применение священного черепа в учении Тантры
В тантрическом учении существует глубокий сакральный символизм,
целью которого является использование определенных предметов и
знаков (символов).
Символизм в Тантре необходим для:
- концентрации ума на ключевых принципах Тантры;
- поддержания памятования основных идей учения;
- достижения интуитивного (внеконцептуального) понимания
филосовских идей Тантры;
- обретения особого трансцедентального состояния сознания;
- пробуждения различных аспектов внутренней энергии;
- передачи невербальной информации или высшего знания;
- раскрытия мистического духовного опыта.
Одним
из сакральных символических атрибутов является человеческий
череп. Он бывает двух видов: целый череп (мунда) и верхняя часть
черепа, подобная чаше (капала). Использование священного черепа
бывает разным. Это особый метод тантрической садханы (практики),
который сформировался еще в глубокой древности.
Сущностное значение мунд и капал - исключительно ритуальное, это
объекты и неотъемлимые части медитаций и атрибуты тантрических
храмов, аутентичных святилищ, предметы иконографии тантрических
Божеств.
Применение черепов в практике Тантры устно разъясняется ученикам
их тантрическими учителями (гуру). Использование черепов описано
в некоторых священных текстах Тантры. В этой методике существуют
специфические особенности и отличия в разных тантрических
школах.
Подготовка атрибута
Для использования черепа человека существует множество
предписаний в различных традициях Тантры.
Тантрик не может применять в практике череп неизвестного
происхождения, так как это может напрямую негативно отразиться
на результатах его медитаций.
Большое значение имеют следующие
характеристики этого сакрального атрибута:
- характер смерти человека, смерть должна быть естественной, без
насилия;
- смерть не должна быть результатом серьезной инфекционной
болезни;
- имеет значение возраст умершего;
- важен социальный статус умершего, его каста
Перед введением черепа в процесс практики, тантристами
проводятся особые ритуалы очищения черепа, через омовение в
священной воде, окуривание благовониями, натирание пеплом
(вибхути) и т.п. Использование капалы, как будущего духовного
атрибута, требует первоначального освящения черепа тантрическим
учителем с помощью мантр, визуализаций и ритуальных действий. В
каждой тантрической школе эти действия носят свой особый
сакральный характер и отличаются по форме и содержанию.
Применение черепа
Шактисты (почитатели божественной Энергии - Шакти) традиции
Вама-марги или "левого пути", вамачары, включая линию "каулы",
издревна применяют практики с черепом, различные варианты садхан
мунды и капалы.
Шайвы (почитатели божественного Сознания - Шивы) также применяют
капала и мунда садханы, особенно такие известные шиваитские
секты как: капалики, агхоры, пашупаты и каламукхи (которых
осталось мало).
Во время тантрической медитации, мистических ритуалов и тайных
практик целые черепа (мунды) используют как мундасану -
йогическое медитативное сидение (платформу), на котором сидит
тантрический аскет. Практика медитации "сидение на черепах"
символизирует пребывание тантрика в пространстве над (вне) своей
прошлой кармой. По сути, каждая мунда (череп-голова) есть одно
из прошлых воплощений или одно из негативных проявлений эго,
омрачений, психических ядов, которые необходимо превзойти,
сделать "мертвыми".
Иногда, в тантрических ритуалах используются, в зависимости от
задачи практики, черепа некоторых животных (обезьян, змей,
шакалов и других существ).
Верхней частью черепа - капалой очень часто пользуются
странствующие тантристы-аскеты. Применяя капалу как чашу, в нее
собирают подаяние, а также пьют и едят прямо из из капалы.
Во время тантрического ритуала, параллельно с мантрами,
визуализациями и мудрами, в капалах адепты Тантры предлагают
жертвенное подношение Божеству - воду, алкоголь (вино,
символизирующее энергию или "кровь Божества"), а также кровь
жертвенных животных, порой с добавлением половых секреций (в
особо тайных ритуалах). Капала символизирует смерть эго и
одновременно указывает на безграничную свободу, пустотность
сознания, выход за пределы концептуального ума, разрушение
иллюзий сансарического мира, символическую смерть прежней
омраченной личности.
Передача тайного значения
Тонкости тантрическх ритуалов требуют тщательного разъяснения и
посвящения от опытного наставника. Особая передача знания,
осуществляемая в результате духовной инициации-посвящения
отрывала адепту сокровенное значение капалы. Объединение
внешнего образа духовного атрибута с внутренним значением
являлось ключом к глубочайшим уровням сознания. Без этой
передачи сакральный ритуал превращался в слепое подражание
догматическим канонам, при котором утрачивался сам смысл
священного символа и результат священнодействия не достигался.
Фактор смерти
Смерть
всегда являлась для человека мощным мобилизующим пробуждающим
фактором для духовного прорыва и освобождения. Страх смерти
сковывает личность цепяти привязанностей к физическому миру и
материальному восприятию вещей, блокируя тем самым тонкие формы
восприятия Реальности.
Преодоление страха смерти не под силу безвольной слабой личности
и тем самым учение оставалось недоступным для
профанов-обывателей. Практики с капалой выполнялись
тантрическими адептами, которые относились к категории "вира" -
духовных героев, обладающих сильной волей и острым интеллектом,
способных видеть скрытый план Реальности. Только такие личности
могли преуспеть на этом пути, полном опасностей, искушений и
коварных ловушек.
Применение черепа в разных духовных культурах
Череп, как духовный атрибут, использовался не только в
индийской, буддийской или тибетской Тантре. Этот священный
предмет был исключительно эзотеричен еще в глубокой древности.
По сути, символизируя собой Смерть - один из переходных процессов на пути
развития человеческого сознания, череп являлся неотьемлемой
частью древнеегипетских, греческих, христианских мистических
учений. Мы можем видеть изображения святых, пророков и мистиков
всех мировых религий и эзотерических учений, использующих череп
в молитвах и медитациях, в магических и оккультных ритуалах.
Лесная Школа Йоги и Тантры регулярно проводит
тантрические ритриты "Бхайрава" в Крыму для
духовных искателей, которые стремятся познакомиться с учением
Тантры на практике. Это цикл семинаров по Тантре, направленных
на изучение и применение глубоких методов кашмирского шиваизма,
на основе текста "Виджняна Бхайрава Тантра".
Тантрический проект "Бхайрава" является во многом уникальным и включает специальные
методы древних тантрических методик. Более ста практик
обнаружения высших духовных состояний, методы концентрации
сознания, тонкие медитативные техники для пребывания в природе
ума, аскетические практики, садхана в устрашающих местах, приемы
освобождения от влияния гнева и страха и многое другое -
составляющие тантрических ритритов серии "Бхайрава".
Интенсивность и тщательная избирательность практик создают резонансный эффект
духовной трансформации адепта, это способствует быстрому психологическому
продвижению, развитию мудрости, энергии и воли.
Тантрические ритриты проходят в удаленных регионах горного
Крыма, там, где практикующим тантристам никто не может помешать
во время медитативных занятий и групповых практик
самоосвобождения.
Объем практики на ритритах "Бхайрава" значительно превосходит
семинары йоги общего характера.
|