Система Адживика в философии Индии
Адживика — это одна из древних индийских философских школ, она
считается важной частью, своеобразной базой последующих традиций
в контексте индийской философии.
Адживика — это философско-аскетическое движение в
Древней Индии, которое сыграло значимую роль в
формировании индийской культуры и религиозной мысли. Оно
отличалось крайним фатализмом и представлением о том, что
спасение наступает автоматически после длительного существования
в мире сансары. Адживика также практиковала аскетизм и имела
схожесть с джайнизмом, но отличалась по своим основным
философским воззрениям.
Поскольку основатель Адживики Госала и 24-й тиртханкара Махавира
(основатель джайнизма) были связаны, ряд общих черт роднит
адживиков и джайнов. В частности, как адживики, так и джайны
избегали кровавых жертв и практиковали аскетизм, что оказывало
влияние на философию обеих традиций. В любом случае, Адживика
внесла свой особый вклад в становление религиозной мысли и
практики в древней Индии. Адживики пользовались популярностью у
знати, как предсказатели будущего при дворах раджей. Однако, со
временем, движение утратило популярность и вес, считается, что
отдельные группы адживиков продолжали существовать в Индии ещё
до XIV столетия.
Особенности и основные черты философии
Адживика
1.
Определение Адживики
Адживика — это философско-аскетическое движение в древней Индии,
предшествующее буддизму и джайнизму. Это неортодоксальная
система (настика) которая акцентирует внимание на значении
профессиональной реализации в жизни и поиска правильных (чистых,
не греховных) средств к существованию. дживика как философская
система развивалась примерно в том же времени, что и Буддизм и
Джайнизм, но ее концепции и учения значительно отличались от
этих традиций. Адживика делает акцент на карме и детерминизме,
утверждая, что все события предопределены и зависят от прошлых
действий.
Как следствие, эта система оказала огромное влияние на индийскую
духовность. Адживика, как духовно-религиозная философия,
поднимала вопросы существования души и концепции освобождения
(мокша)
Хотя количество сохранившихся текстов очень ограничено, эта
философия имела заметное влияние на развитие других индийских
религиозных и философских школ.
2. Основные убеждения адживиков
Учение адживиков отличается от других индийских систем того
времени крайним фатализмом, предопределенностью, которая
утверждает, что любые человеческие усилия безрезультатны, так
как миром правит неотвратимый рок — нияти. Согласно учению
Адживика, кармические законы недействительны и спасение от
страданий наступит автоматически, без личных усилий, в ходе
череды воплощений. Поэтому, раз всё предопределено, то
чрезмерная личная воля только мешает проявиться естественному
ходу событий. Следует учиться принимать явления мира и вещи таким как
есть, не искажая опыт ложными концепциями и отношениями.
Основателем секты считается Маскарин Гошала, который,
вероятно, был главным лидером адживиков. Его учение "о цвете
душ" также имело важное значение для философии адживиков,
классифицируя души по 7 типам, что подчеркивало разницу их
восприятия жизни и моральной ответственности, что придавало
своеобразную уникальность конкретного воплощения.
3. Религиозные практики в системе Адживика
Адживики, как и джайны, практиковали ахимсу (ненасилие) и
вегетарианство. Они отказывались от пищи, специально
приготовленной для них, и практиковали пост, постоянную наготу
(дигамбарам - «одетые в пространство») и другие аскетические
практики (тапас), рассматривая их как средство достижения
Нирваны.
4. Влияние на социум и критика системы
Будда критиковал Адживику за губительное отрицание человеческого
потенциала и ответственности за свои поступки. Учение Адживики
рассматривалось Буддой как наносящее больше вреда, чем любое
другое учение совершенствования человека, во время существования
этой традиции.
Шесть Даршан философии Индии...
|