Шесть систем философии Индии
В ретро перспективе, в историческом
развитии, традиционная индийская философия разделяется на три
основных временных периода. Это деление указывает на
поступательное развитие философской мысли, которое основывалось
на эмпирическом опыте, аналитике и глубоком созерцании.
Ведийский период (1500—500 гг. до н. э.).
Классический, или брахмано-буддийский (500 до
н. э. — 1000 н. э.).
Период послеклассический, или индуистский (с
1000 н.э.).
Ортодоксальные
даршаны
Шесть традиционных систем индийской философии называются -
астика
Миманса
Миманса («разъяснение» ведийского текста о жертвоприношениях)
имеет дело с объяснением ритуала, но по своим методам может быть
отнесена к атеистическим плюралистским системам.
Веданта
Веданта (завершение «Вед») в «Брахма-сутре», базирующейся на
упанишадах и «Бхагавадгите», учит о возникновении мира из
Брахмана; отдельные души через познание или любовь к Богу —
бхакти — автоматически достигают спасения, достигают единения с
Богом, не сливаясь с ним.
Ортодоксальные
даршаны
Шесть традиционных систем индийской философии называются -
астика
Великий мудрей-йогин Ади Шанкара (около 800 г. н. э.) даёт
текстам новое толкование, которое расценивает прежнее учение о
реальном превращении Брахмана лишь как низшую ступень Истины,
как видимость Истины; в действительности всё многообразие есть
иллюзия (майя), отдельные души идентичны неизменному Брахману.
Санкхья («разумное взвешивание», или «перечисление») проповедует
атеистический плюрализм: первовещество только по видимости
связано со своего рода душой-духом; преодоление этой иллюзии
гарантирует освобождение
Йога
Философия Йоги (напряжение, тренировка) есть практика
созерцания; её теоретической основой служит санкхья, но ею
признаётся личный Бог.
Ньяя (правило, логика) — учение о формах
мышления.
В одну систему с Йогой слилась Вайшешика, которая стремилась
установить различия между всем, что противостоит нам во внешнем
и внутреннем мире. Вайшешика развивала учение о категориях и
атомистику; будучи теистической, она видела освобождение
человека в отделении души от всего материального и превращении
её в орган мышления.
Неортодоксальные даршаны - настика:
Неортодоксальные даршаны - это системы философии, которые не
вошли в классический канон Шести даршан.
Они существуют как
отдельные религиозно-философские системы, присутствуя, как бы,
параллельно основным традициям.
Локаята - Чарвака
Локаята, также известная как Чарвака, представляет собой древнюю
индийскую философию, основой которой является материализм. Этот
философский подход признает только те явления, которые
воспринимаются через чувства, отвергая метафизические
объяснения, характерные для ортодоксальных систем философии.
Чарвака подчеркивает важность текущих ощущений и опыта, считая,
что истинное знание можно получить только через непосредственное
восприятие. То есть, явления "тонкого мира" не признаются,
духовные аспекты совершенствования, во многом недоступны. Это
наиболее "приземленная" система воззрений.
Подробнее о Локаята философии...
Адживика
Адживика — это одна из древних индийских философских школ, она
считается важной частью, своеобразной базой последующих традиций
в контексте индийской философии. Подробнее
читайте здесь...
Джайнизм
Джайнизм (от санскритского jina - «победитель») —
религиозно-философское учение, возникшее в Индии приблизительно
в VI веке до н. э., Эту древнюю систему разработал основатель
этой традиции - Джина Махавира.
Джайнизм отрицает авторитет Вед и нивелирует превосходство
наследственной касты священников - браминов.
Подробнее о джайнизме...
Джайнизм и буддизм — нетеистические вероучения.
Тогда как первый признаёт вечные духовные монады и материальные
сущности, второй отрицает бытие неизменной субстанции. Личность
и познаваемый ею мир рождаются благодаря взаимодействию
закономерно возникающих преходящих факторов — дхарм. Признание
того, что нет никакого неизменного индивида, а есть лишь поток
взаимодействующих дхарм, является предпосылкой для достижения
нирваны. Крайнему плюрализму раннего буддизма, плюрализму
тхеравады, противоположен пантеизм махаяны, или «большой
колесницы».
Согласно «среднему учению» Нагарджуны (I—II века), дхармы не
обладают истинным бытием, ибо они преходящи; реальна лишь
непостижимая, доступная только созерцанию «пустота». Сансара и
нирвана с высшей точки зрения на действительность являются одним
и тем же. В более позднем учении Асанги и Васубандху (I—IV века)
о «единственности сознания» буддизм сближается с ведантой в том,
что рассматривает духовное как конечное бытие, воспринимаемое
через йогу, когда внешний мир познаётся как проекция сознания.
Буддизм
Буддизм ( Буддха Дхамма, «Учение Пробуждённого») —
религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении
(бодхи), возникшее около VI века до н. э. в юго-восточной Азии
на основе идей Будды Шакьямуни. Будда был из царской семьи, но в
молодом возрасте осознал преходящность жизни, проблемы
старения, болезни и смерти, что подвигло его на глубокое
исследование природы сознания человека. В результате своего
духовного пути, Будда следал своеобразное открытие - осознал
просветленную сущность человека и дал несколько важных учений: о
страдании, законе кармы, восмеричном пути духовного
освобождения. Учения буддизма -
особенности традиции...
Сикхизм
Философия сикхизма представляет собой уникальную религию и
философскую систему, возникшую в Пенджабе в XV веке, основанную
на учениях Гуру Нанака и девяти его преемников. Эта религиозная
традиция сочетает в себе элементы инструментальной этики,
социальной справедливости и духовной мудрости, оказав
значительное влияние на культурные и духовные системы не только
в Индии, но и за её пределами.
Читайте подробнее о сикхах...
|