Традиция джайнизма в философии Индии
Джайнизм
Джайнизм (от санскритского jina - «победитель») —
религиозно-философское учение, возникшее в Индии приблизительно
в VI веке до н. э., Эту систему разработал основатель
этой традиции - Джина Махавира. Джайнизм - одна из древнейших
религии Индии и является старейшей индийской школой философии.
Джайнизм отрицает авторитет Вед и нивелирует превосходство
наследственной касты священников - браминов.
Философия джайнизма получила свое название по имени одного из
основателей - Вардхамана (9-8 вв. до н.э.) по прозвищу
победитель ("Джина"). В основе Джайнизма лежит учение о таттвах
- сущностях, являющихся исходным материалом, из которого
строится мир, и вместе с тем фундаментальной истиной, из которой
строится знание.
Две главные таттвы - это джива (душа) и аджива (все, что не
является душой). Материя - одна из разновидностей адживы,
обладающая качествами осязаемости, звука, запаха, цвета и вкуса.
Единой души, или высшего бога, не существует.
Цель учения джайнизма - достижение такого
образа жизни, при котором возможно освобождение человека от
страстей. Главным признаком души у человека джайнизм считает
развитие сознания. Степень сознательности людей различна. Это
оттого, что душа склонна отождествлять себя с телом. И, несмотря
на то, что по природе душа совершенна и возможности ее
безграничны, в том числе безграничны возможности познания; душа
(скованная телом) несет в себе также и бремя прошлых жизней,
прошлых действий, чувств и мыслей.
Причина ограниченности души - в ее привязанностях и страстях. И
здесь огромна роль знания, только оно способно освободить душу
от привязанностей, от материи. Это знание передается учителями,
которые победили (отсюда Джина - Победитель) собственные страсти
и способны научить этому других. Знание - это не только
послушание учителю, но и правильное поведение, образ действий.
Освобождение от страстей достигается с помощью аскетизма.
Джайнизм
как система знаний и метода
Джайны практикуют различные методы аскетизма для достижения
духовного просветления и освобождения от круговорота рождений и
смертей (сансары).
Основные методы включают следующие:
Самадхи (погружение в медитацию) – практика
глубокой концентрации ума, которая позволяет достичь состояния
полного внутреннего покоя и единения с миром. Это помогает
развить интуитивное понимание истинной природы реальности и
достичь духовной свободы.
Упаваса (обет безбрачия) – Обет воздержания от
секса и сексуальной активности, который направлен на очищение
тела и ума от страстей и влечений. Упаваса помогает
сосредоточиться на духовном развитии и повышает уровень
самоконтроля.
Мауна (молчание) – принятие обета молчания на
определенный период времени, который способствует успокоению ума
и развитию внимательности. Мауна также помогает улучшить
способность к слушанию и пониманию других людей.
Ватапа (ограничение пищи) – уменьшение
потребления пищи до минимального уровня, необходимого для
поддержания жизнедеятельности организма. Ватапа помогает
уменьшить зависимость от материальных благ и усиливает контроль
над желаниями.
Правешараджачара (праведная жизнь ) –
соблюдение строгого кодекса поведения, который включает в себя
соблюдение пяти великих обетов: ненасилие (ахимса), правдивость
(сатья), неворовство (астея), целомудрие (брахмачарья) и
непривязанность к вещам (апариграха).
Эти практики помогают джайнским монахам и мирянам развивать
высшие духовные качества, такие как терпение, смирение,
сострадание и мудрость. Они направлены на достижение высшего
состояния сознания, известного как мокша, или освобождение от
круговерти рождения и смерти.
Концепция
Дравья в джайнизме
Дравья с санскрита переводится как “субстанция”.
Дравья, фундаментальная концепция джайнизма, полностью
разделяющей материю и душу.
Джайны признают существование пяти астикайя
(вечных категорий бытия), которые вместе составляют дравья
(субстанцию) существования.
Пять астикайя: дхарма, адхарма, акаша, пудгала и джива.
Дхарма - это одновременно и моральная добродетель, и, в
значении, уникальном для джайнизма, средство, позволяющее
существам двигаться.
Адхарма - средство покоя, позволяет существам перестать
двигаться. Акаша, пространство, в котором все существует,
разделяется на две категории: мировое пространство (локакаша) и
немировое пространство (алокиакаша), которое бесконечно больше
мирового пространства, но пусто. Эти три категории уникальны и
неактивны.
Пудгала (материя) - материя атомарна и доступна органам
чувств, изменяема, не имеет начала и конца и не является
результатом божественного творчества.
Джива (душа) - основное свойство которой сознание. В
мире существует огромное и неизменное количество душ,
воплощенных в живые существа или невоплощенных. Души, как и
материя, никем не созданы, и существуют изначально и всегда.
Всякая душа всеведуща, всепроникающая и всемогуща, но ее
возможности ограничены телом, в котором она живет.
Пудгала и джива - активны и
бесконечны. Только пудгала ощутима и только джива обладает
сознанием. Это утверждение добавлено позже сектой дигамбара.
Кала (время) - шестая категория
дравьи, вечна, но не универсальна, потому что она
не встречается во внешних слоях мира.
Учение Адживика...
Буддизм....
|