Буддизм - система философии Индии
В ретро перспективе, в историческом
развитии, традиционная индийская философия разделяется на три
основных временных периода. Это деление указывает на
поступательное развитие философской мысли, которое основывалось
на эмпирическом опыте, аналитике и глубоком созерцании.
Ведийский период (1500—500 гг. до н. э.).
Классический, или брахмано-буддийский (500 до
н. э. — 1000 н. э.).
Период послеклассический, или индуистский (с
1000 н.э.).

Неортодоксальные даршаны - настика:
Неортодоксальные даршаны - это системы философии, которые не
вошли в классический канон Шести даршан.
Они существуют как
отдельные религиозно-философские системы, присутствуя, как бы,
параллельно основным традициям.
Буддизм
Буддизм ( Буддха Дхамма, «Учение Пробуждённого») —
религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении
(бодхи), возникшее около VI века до н. э. в юго-восточной Азии
на основе идей Будды Шакьямуни. Будда был из царской семьи, но в
молодом возщрасте осознал преходящность жизни, проблемы
старения, болезни и смерти, что подвигло его на глубокое
исследование природы сознания человека. В результате своего
духовного пути, Будда следал своеобразное открытие - осознал
просветленную сущность человека и дал несколько важных учений: о
страдании, законе кармы, восмеричном пути духовного
освобождения.
Локаята - Чарвака
Локаята, также известная как Чарвака, представляет собой древнюю
индийскую философию, основой которой является материализм. Этот
философский подход признает только те явления, которые
воспринимаются через чувства, отвергая метафизические
объяснения, характерные для ортодоксальных систем философии.
Чарвака подчеркивает важность текущих ощущений и опыта, считая,
что истинное знание можно получить только через непосредственное
восприятие. То есть, явления "тонкого мира" не признаются,
духовные аспекты совершенствования, во многом недоступны. Это
наиболее "приземленная" система воззрений.
История возникновения и базисы
Философия Чарвака была известна с VIII века н.э. и развивалась в
контексте дебатов с ортодоксальными индийскими философиями Вед,
такими как веданта, а также джаинизмом. Чарвака выступает против
предвзятости религиозных догматов, акцентируя внимание на
значимости эмпирических данных, то есть тех, что получены на
основе процесса восприятия, через чувства или мышление.
Ключевые идеи
Основные концепции Чарвака включают идею о том, что
предшествующие знания и традиции должны подвергаться
критическому анализу. Эта философия также считает, что счастье и
страдание - это исключительно земные явления, и любой
философский риск усмотреть в них что-то сверхъестественное
является ошибочным.
Влияние Чарвака на индийскую философию
Локаятистская традиция, несмотря на свою радикальную природу,
оставила значительный след в индийской философии, вызывая
интерес и обсуждения среди различных философских школ. Философия
Чарвака, как одна из первых задолго до современного
материализма, предоставила критическую основу для дальнейших
философских размышлений о природе истины и знании.
Адживика
Адживика — это одна из древних индийских философских школ, она
считается важной частью, своеобразной базой последующих традиций
в контексте индийской философии.
Адживика как философская система развивалась примерно в том же
времени, что и Буддизм и Джайнизм, но ее концепции и учения
значительно отличались от этих традиций. Адживика делает акцент
на карме и детерминизме, утверждая, что все события
предопределены и зависят от прошлых действий.
Поэтому эта система оказала огромное влияние на индийскую
духовность. Адживика, как духовно-религиозная философия,
поднимала вопросы существования души и концепции освобождения.
Хотя количество сохранившихся текстов очень ограничено, эта
философия имела заметное влияние на развитие других индийских
религиозных и философских школ.
Джайнизм
Джайнизм (от санскритского jina - «победитель») —
религиозно-философское учение, возникшее в Индии приблизительно
в VI веке до н. э., Эту древнюю систему разработал основатель
этой традиции - Джина Махавира.
Джайнизм отрицает авторитет Вед и нивелирует превосходство
наследственной касты священников - браминов.
Джайнизм и буддизм — нетеистические вероучения.
Тогда как первый признаёт вечные духовные монады и материальные
сущности, второй отрицает бытие неизменной субстанции. Личность
и познаваемый ею мир рождаются благодаря взаимодействию
закономерно возникающих преходящих факторов — дхарм. Признание
того, что нет никакого неизменного индивида, а есть лишь поток
взаимодействующих дхарм, является предпосылкой для достижения
нирваны. Крайнему плюрализму раннего буддизма, плюрализму
тхеравады, противоположен пантеизм махаяны, или «большой
колесницы».
Согласно «среднему учению» Нагарджуны (I—II века), дхармы не
обладают истинным бытием, ибо они преходящи; реальна лишь
непостижимая, доступная только созерцанию «пустота». Сансара и
нирвана с высшей точки зрения на действительность являются одним
и тем же. В более позднем учении Асанги и Васубандху (I—IV века)
о «единственности сознания» буддизм сближается с ведантой в том,
что рассматривает духовное как конечное бытие, воспринимаемое
через йогу, когда внешний мир познаётся как проекция сознания.
Сикхизм
Ортодоксальные
даршаны
Шесть традиционных систем индийской философии называются -
астика
Миманса
Миманса («разъяснение» ведийского текста о жертвоприношениях)
имеет дело с объяснением ритуала, но по своим методам может быть
отнесена к атеистическим плюралистским системам.
Веданта
Веданта (завершение «Вед») в «Брахма-сутре», базирующейся на
упанишадах и «Бхагавадгите», учит о возникновении мира из
Брахмана; отдельные души через познание или любовь к Богу —
бхакти — автоматически достигают спасения, достигают единения с
Богом, не сливаясь с ним.
Ортодоксальные
даршаны
Шесть традиционных систем индийской философии называются -
астика
Великий мудрей-йогин Ади Шанкара (около 800 г. н. э.) даёт
текстам новое толкование, которое расценивает прежнее учение о
реальном превращении Брахмана лишь как низшую ступень Истины,
как видимость Истины; в действительности всё многообразие есть
иллюзия (майя), отдельные души идентичны неизменному Брахману.
Санкхья («разумное взвешивание», или «перечисление») проповедует
атеистический плюрализм: первовещество только по видимости
связано со своего рода душой-духом; преодоление этой иллюзии
гарантирует освобождение
Йога
Философия Йоги (напряжение, тренировка) есть практика
созерцания; её теоретической основой служит санкхья, но ею
признаётся личный Бог.
|