В. Сундаресан - "Адвайта веданта"
7. Какова концепция писания, согласно адвайте?
Понятие о писании в адвайте в сущности такое же, как и в
пурва-мимансе, с одним важным исключением.
Таким образом:
1) Веды, подразделяемые на Риг, Яджур, Сама и Атхарва-веду
являются авторитетными писаниями.
2) Каждая веда имеет кармаканду, состоящую из мантр и ритуальных
предписаний (видхи), и джнанаканду, состоящую из упанишад и
брахман.
3) Исключение, которое имеется в адвайте по сравнению с
пурва-мимансой, заключается в роли джнанаканды. Упанишады — не
просто артхавада, как заявляется в школе перва-мимансы.
Упанишады учат знанию Брахмана, а не имеют целью восхвалять
плоды ритуальных действий.
8. Как поклонение адвайтистов отличается от оного в
других школах веданты?
Ортодоксальная традиция адвайты близко примыкает к традиции
смарта, которая следует системе панчаятана пуджа, где
поклоняются Вишну, Шиве, Шакти, Ганапати и Сурье (иначе Сканде)
как формам Сагуна Брахмана. Поклонение производится как
ежедневно, так и по особым праздничным случаям, посвящённым
одному из богов. Вопросы типа того, кто выше, Вишну или Шива,
которые очень популярны среди многих групп индусов, не
приветствуются среди адвайтистов. Как сказал Шри Чандрасекхара
Бхарати (1892—1954), полный дживанмукта, "вы не можете видеть
стоп Господа, почему же вы тратите ваше время в дебатах о
природе его лица?"
Великие боги индуизма
Говорится, что Вишну и Шива, великие боги индуизма, оба очень
важны в адвайтистской традиции. Санньяси ордена адвайты всегда
признают своё следование словм "ити нараньянасмаранам". В
поклонении адвайтисты не утверждают исключительной службы одному
из дэвов. Поскольку брахман в сущности не имеет формы (ниргуна),
все формы (гуны) можно считать одинаково принадлежащими ему.
Конкретная форма, которой поклоняющийся предпочитает служить,
называется ишта-дэвата.
Ишта-деваты, почитаемые адвайтистами, включают Вишну как Кришну,
Джагадгуру, и как Раму; Шиву как Дакшинамурти, гуру, учащего в
молчании, и как Чандрамаулишвару; и Матерь-богию как Парвати,
Лакшми и Сарасвати. Особенно популярны представления Вишну как
Шалаграмы, Шивы как Линги, и Шакти как Шри-Чакры. Ганапати
всегда поклоняются в начале всякого человеческого предприятия,
включая пуджу другим богам. Ежедневный ритуал сандхьяванданы
адресуется Сурье. Санньяси сампрадайи адвайты произносят и Вишну
сахасранамам, и раздел Шатарудрия из Яджур-веды как часть своего
ежедневного служения.
Есть и другое примечательное различие между поклонением в
традиции адвайты и другими разновидностями индуистского
поклонения. Адвайта настаивает на том, что различие между
поклоняющимся и богом, объектом поклонения, превосходится в
Самадхи. Эту позицию не следует путать с некоторыми школами
шайвов, которые назначают ритуальную идентификацию
поклоняющегося с Шивой на период службы. Эта идентичность Атмана
и Брахмана есть предмет абсолютной истины, а не только временной
ритуальной идентификации. Большинство же вайшнавских школ
веданты придерживаются мнения, что различие между поклоняющимся
и богом, объектом поклонения, сохраняется вечно.
Идея освобождения
9. Какова адвайтистская концепция освобождения?
Согласно анализу адвайты, человеческая жизнь и поведение
объясняется на основе теории кармы, которая приводит круг
перерождений в движение. Все действия, хорошие и плохие, создают
свои собственные кармические осадки, называемые васанами,
которые демонстрируют свои результаты через некоторый период
времени. Карма, которая уже начала приносить плоды, называется
прарабдха карма. Это та карма, которая ответственна за наше
нынешнее рождение. Собравшаяся карма, которая уже готова дать
плоды, называется санчита карма. По мере того, как цикл
перерождений продолжается, больше кармы будет создано в будущем,
и это называется агамин карма. Освобождение (мокша) видится как
выход из этого бесконечного цикла.
В адвайте мокша — синоним Брахмана. Шрути говорят: "брахмавит
брахмайва бхавати" — тот, кто знает Брахман, становится самим
Брахманом. В адвайтистском понимании, "становится" говорится
только метафорически. Не так, что нечто, что не являлось
Брахманом, внезапно становится Брахманом. Скорее, "знание
Брахмана" значит избавление от невежества относительно своей
собственной сущностной натуры Брахмана. Таким образом, "знать
Брахман" — это "быть Брахманом". Тот, кто осознал единство
своего Атмана с Брахманом, является дживанмуктой, тем, кто
освобождён, даже будучи в воплощении. Такое осознание не должно
и не может быть буквальным пониманием махавакьй упанишад.
Дживанмукта — это тот, кто пережил истинность этой идентичности
сам. Таким образом, сказано, что мокша не является результатом
ритуального действия (карма марга) или преданного служения
(бхакти марга). Эти пути ведут вперёд и отвечают "как", но не
"почему" на вопрос освобождения. По этой причине путь адвайта
веданты также называется путём знания (джнана-марга).
10. Каково значение дживанмукти?
Адвайта придерживается положения, что осознание Брахмана
возможно прямо на этой Земле. Высоко развитый искатель, который
обращается к изучению веданты с очищенным умом и сильной
тенденцией мумукшутвы, годится для того, чтобы реально ощутить
Брахман. Тот, кто в действительности осознал Брахман, —
дживанмукта, он освобождён в то время, пока ещё живёт. Он
продолжает жить в материальном теле, по причине инерции
прарабдха кармы, которая уже начала приносить плоды. Но он не
собирает дальнейшей кармы, потому что вся агамин карма и санчита
карма "сжигаются" в знании брахмаджнаны. Когда прарабдха карма
исчерпывает себя, тело умирает и говорится, что дживанмукта
достигает видехамукти. Согласно шрути, "на са пунаравартате" —
он больше не входит в цикл перевоплощений.
Ведущие школы Адвайты
11. Каковы некоторые из ведущих школ Адвайты?
Самые ранние школы, писания которых доступны сегодня — это
Гаудапада (V—VI вв. — Мандукья карика) и Шанкарачарья (VII—VIII
вв. — Брахмасутра Бхашья, Бхагавадгита Бхашья и бхашьи к
различным упанишадам). В традиции известны четыре ученика
Шанкарачарьи — Сурешвара, Падмапада, Тотака и Хастамалака.
Современником Шанкарачарьи был и Мандана Мишра, который
традиционно идентифицируется с Сурешварой. В позднейший
послешанкарский период, некоторми из ведущих представителей
школы были Вачаспати Мишра (IX в.), Джнанагхана и Сарваджнатман
(IX—X в.), Пракашатман (XI в.), Шрихарша (XII в.), Анандагири,
Бхарати Тиртха, Видьяранья и Шанкарананда (XIII—XIV в.),
Мадхусудана Сарасвати (XV в.), Аппайя Дикшита (XVI в.), Садашива
Брахмендра и Упанишад Брахмендра (XVIII в.) и Чандрашекхара
Бхарати и Саччиданандендра Сарасвати (XX в.). Кроме этих,
имеется много других столь же знаменитых представителей школы,
которые не имеют письменных трудов, но учили своих учеников при
помощи устных инструкций.
12. Какие есть адвайтистские учреждения теперь?
Все современные адвайтисты прослеживают свою гуру-парампару от
четырёх учеников Шри Шанкарачарьи. Эти ученики были первыми
руководителями четырёх амная матх (монастырей) в Пури, Шрингери,
Двараке и Джьётирматхе. Все четыре матхи функционируют и сейчас.
Кроме этого, в Индии имеется некоторое количество учреждений,
которые также активны в распространении адвайтистской философии
и религии. Они включают различные дашанами акхады по всей
северной Индии, Канкхал ашрам в Хардваре и Бомбее, Адвайта
Ашрама, Раманашрамам в Тируваннамалае, адвайта матхи в Калади,
Бангалоре, Кудали, Уджжайне, Ремесвараме, Канчипураме, Варанаси
и других местах, также как и филиалы этих учреждений в Индии и
за границей. В дополнение к этим, учреждения такие как Миссия
Рамакришны основаны Свами Вивеканандой, Товарищество
Самоосознания парамахамсы Йогананды и другие, тоже имеющие
адвайту в качестве своей основной философии.
Начало...
Ом Тат Сат
Детальное изучение текстов первоисточников йоги осуществляется на выездных
семинарах йоги в СНГ,
а также во время ежегодных семинаров проекта "Лесная
Школа Йоги"
|