Видьяшанкар Сундаресан - "Адвайта веданта"
(часто задаваемые вопросы)
1. Что такое Адвайта-веданта?
Буквально означая "не-дуализм", Адвайта — название старейшей из
существующих школ веданты. Адвайта основывается на упанишадах,
Брахма-сутрах и Бхагавад-гите. Адвайта утверждает, что реальная
сущность дживы, индивидуальности — ни что иное, как сам Брахман.
Это учение следует из утверждений упанишад типа "тат твам аси" и
"ахам брахмасми". В этом и есть кардинальная доктрина, которой
адвайта отличается от всех других школ веданты. Основные
принципы Адвайты были детализированы в комментариях, написанных
Шри Шанкарачарьей, известным философом, жившим в VII-VIII в.
(это самая поздняя из датировок, принятая европейскими
индологами — в Индии распространены и другие датировки — от V в
до н.э. до I в. н. э. — пер.).
2. Кто является основателем Адвайты?
Нет единственного основателя Адвайты. Поскольку философия
адвайты своими корнями основывается на упанишадах, которые
являются частью вечных вед, традиция Адвайты не проводит себя от
какой-то исторической личности. Так или иначе, по причине своих
обширных трудов и основания монастырей, Шанкарачарья почитается
как наиболее важный учитель Адвайты в этой юге. До Шанкарачарьи
эта традиция передавалась главным образом при помощи устных
инструкций. Даже теперь традиционный способ обучиться адвайте —
сесть к ногам знающего гуру. Простого чтения текстов
недостаточно.
Положения Адвайты
3. Каковы основные положения Адвайты?
Сущностное единство Атмана и Брахмана — наиболее важное
положение Адвайты. О Брахмане утверждается как об основании, на
котором происходят все ощущаемые феномены, а также как об
антарьями — внутреннем управителе всех существ. Атман, истинное
Я — то же самое, что этот внутренний управитель и потому
идентичен Брахману. Мокша состоит в осознании этой идентичности,
не только как предмета буквального или интеллектуального
понимания, но и чего-то такого, что должно быть усвоено
индивидуальность из его/её собственного опыта. Йогические
практики помогают на пути к такому осознанию, потому что они
помогают искателю в практике контроля чувств и направляют
антахкарану внутрь. Практика аштанга-йоги рекомендуется
стремящимся учителями Адвайты. Однако важно помнить, что мокша
не является результатом обычной ритуальной практики. Будучи
идентичной Брахману, мокша всегда существует. Ритуальные
практики помогают только в плане достижения читта-суддхи.
Адвайта — недуалистическое учение. Когда спрашивают, почему же
двойственность ощущается в мире, Адвайта даёт многоступенчатый
ответ на этот вопрос. Мир множественности может быть объяснён
майей, силой создания. С точки зрения индивидуальности,
восприятие двойственности соответствует авидье (невежеству), по
причине которого единство с Брахманом не познано, и вместо этого
наблюдается множественность. Это сходно с тем, как по ошибке в
верёвке видят змею. Когда верёвка узнана, змея исчезает.
Аналогично, при осознании Брахмана множественность исчезает. Это
не значит, что внешний мир — создание авидьи, невежества
индивидуума. Такой взгляд, называемый дришти-шришти вада, близок
к субъективному идеализму, и не поддерживается никем из писавших
об Адвайте за исключением Пракашананда. Большинство школ Адвайты
придерживаются мнения, что это восприятие множественности в мире
вместо Единого Брахмана происходит по причине невежества.
Избавление от авидьи поэтому есть синоним осознания Брахмана,
т.е. мокши.
Адвайта и буддизм
4. Каково отношение между адвайтой и буддизмом?
Не является ли адвайта просто копией буддизма?
Нет, Адвайта — не простая копия буддизма. Несколько последних
столетий Адвайта критикуется как "прачанна бауддхам" — буддизм
замаскированный. Этот критицизм проистекает в основном со
стороны некоторых вайшнавских школ Веданты, но он неуместен.
Во-первых, нет одного "буддизма", и чтобы критика имела
ценность, следует указать, какая школа буддизма имеется в виду.
Шанкарачарья тратит много усилий, критикуя в своих комментариях
многие философские позиции, принятые различными школами
буддизма. Среди современных академических исследователей
адвайта-веданта чаще всего сравнивается со школами буддизма
мадхьямика и йогачара. Современное академическое сравнение между
адвайтой и мадхьямикой в основном вызвано тем фактом, что
Мандукья-какрикас, написанная Гаудападой, парама-гуру Шанкары,
показывает хорошее знакомство с этой школой буддизма.
Так или иначе, если заявляется о том, что адвайта веданта в
сущности то же самое, что мадхьямика буддизм, следует указать,
что такое мнение происходит от непонимания важных положений и
адвайта веданты, и мадхьямика буддизма. Имеется много ключевых
деталей, в которых адвайта отличается от школы буддизма
мадхьямика. Что касается йогачары, то пункты схожести происходят
из факта, что и адвайта веданта, и йогачара буддизм уделяют
место йогической практике, как делают и другие школы индийской
философии.
Адвайта - майявада
5. Почему адвайта иногда упоминается как майавада?
Слово "майавада" служит многим целям. Поскольку адвайта
поддерживает идентичность индивидуального Атмана с Брахманом,
естественно возникает сомнение относительно происхождения
разнообразной вселенной. Видимость различия во вселенной
объясняется майей. Популярно говоря, майа значит иллюзию и маг
или фокусник называются майави. В адвайте майа имеет техническое
значение, как созидательная сила Брахмана, которая также служит
преградой, по причине которой вселенная воспринимается, как
полная различий, а единство Брахмана не познаётся. Смотри
подробности об этом в предыдущем пункте. Некоторые школы
вайшнавов используют слово майавада в пренебрежительном смысле.
Так или иначе, этот критицизм интерпретирует майю только как
иллюзию и осуждает адвайту за отмену мира как иллюзии, которая
вроде сна. Такой критицизм пренебрегает философской тонкостью
концепции майи в адвайте.
6. Разве адвайта не опровергается повседневным опытом?
Нет. В действительности, адвайта утверждает, что повседневный
опыт приводит к заключению о множественности, но она ставит
ударение на том, что трансцедентальный опыт брахманубхавы
опровергает опыт повседневной действительности, который
основывается на чувствах. Традиция утверждает, что неправильно
делать заключения в вопросах метафизики, базируясь только на
обычном повседневном опыте. Все школы веданты относят писания,
т.е. веды к обоснованным источникам знания. Поскольку адвайта
узнаётся только из упанишад, она не опровергается повседневным
опытом. С другой стороны, знание идентичности Брахмана
опровергает обычное восприятие. Также заявляется, что не было бы
нужды в писании, если бы заключения основывали только на
повседневном опыте.
Продолжение...
Ом Тат Сат
Детальное изучение текстов первоисточников йоги осуществляется на выездных
семинарах йоги в СНГ,
а также во время ежегодных семинаров проекта "Лесная
Школа Йоги"
|