Свами Вивекананда: жизнь и наследие. Часть
9
Наконец, третья, гуманистическаятенденция также нашла свое яркое
(а пожалуй, и ярчайшее) выражение в работах Вивекананды. Как
известно, Вивекананда выдвинул концепцию так называемой
"практической веданты".
Более того, он придавал ей совершенно особое значение, нередко
связывая именно с ней специфику своего собственного учения или,
по крайней мере, усматривая в ней его наиболее важный аспект.
Что же конкретно имел в виду Вивекананда, говоря о "практической
веданте"? Во-первых, снятие всех запретови ограничений на право
ознакомления с адвайтистским учением, равно как и с его истоками
(включая Упанишады как часть ведийского канона). Иными словами,
открытие свободного доступа к адвайтистскому наследию для членов
различных каст, в том числе и самых низших.
Во-вторых,
популяризациюэтого наследия, изложение его идей на простом и
доступном широким массам языке (как известно, это было сделано в
многочисленных выступлениях и лекциях Вивекананды, а затем и в
работах его учеников). И наконец, в-третьих, и это, пожалуй,
самое важное, - преодоление "разрыва"между конечными итогами
этого учения и поведением его сторонников в обыденной жизни,
переосмысление жизненных реалий с точки зрения высших идеалов
адвайты.
Эти установки, несомненно, реализованы в работах Вивекананды, и
в особенности в работах по йоге. Характерно его постоянное,
настойчивое напоминание о внутреннем достоинстве всех людей, о
том, что каждый "велик на своем месте" (как называется одна из
глав "Карма-йоги"). И в самом деле, любое, даже наиболее
"низкое" в социальном отношении место для "практического
ведантиста" - лишь отправная точка в духовном совершенствовании,
предел которого для всех один!
Не менее характерно отношение
Вивекананды к западным идеалам свободы, равенства и братства.
Будучи настроен достаточно иронично к попыткам реализовать эти
идеалы посредством социальных нововведений, построить "рай на
земле", он в то же воемя относится вполне серьезно к самим этим
идеалам. Для него они находят прочное основание в адвайтистских
принципах.
Единство духовной природы всех людей для него - опора идеи
братства, совпадение глубинной основы любого "Я" с основой мира
- опора идеи свободы. Но, пожалуй, особенно показательны его
выступления в пользу адвайтистски обоснованной идеи равенства
(как равенства возможностей). Отметим, кстати, что абсолютное
равенство в смысле "уравнивания" материального положения,
статуса, сферы занятий и т. д. Вивекананда считает невозможным,
а представления о нем - пародирующими идеал подлинного
равенства.
При всем том "никто не может быть ведантистом и в то
же время признавать право на привилегии в умственном, физическом
или духовном отношении... Откуда эти претензии на привилегии?
Все знание скрыто в каждой душе, даже в душе самого
невежественного человека. Если же там оно не проявилось, значит,
у данного человека не было возможности для этого, окружение
этому не благоприятствовало. При благоприятных обстоятельствах
знание обнаружится и у него. Идея, состоящая в том, что какой-то
человек от рождения выше другого, лишена смысла в веданте".
Как полагает Вивекананда, успешное продвижение к высшим
человеческим идеалам лучше всего может быть достигнуто лишь при
соединении характерного для Запада контроля над "внешней"
природой и характерного для Востока контроля над природой
"внутренней". Этому и служат все четыре йоги в его истолковании.
Показывая узость эгоистических установок (гедонистических и
утилитаристских - направленных на достижение удовольствия и
пользы для себя либо для "своей" группы людей), они должны вести
к расширению горизонта людей, к их постоянному выходу за рамки
своего ограниченного способа существования посредством
бескорыстного действия, бесстрашного познания, самозабвенной
любви.
И это, как полагает Вивекананда, позволяет сохранять
оптимизм даже при самых неблагоприятных внешних обстоятельствах.
Впрочем, и к улучшению последних (пусть и относительному, и не
являющемуся самоцелью) Вивекананда - в духе своего учения о
соединении"йоги" и"бхоги", контроля над "внутренней" и "внешней"
природой - относится далеко не безразлично. Улучшение условий
жизни людей, ликвидация нищеты, голода и болезней, всеобщее
образование, справедливое (не ущемляющее интересов тех, кто
создает материальные и духовные блага) распределение - а
Вивекананда проявляет, хотя и с оговорками, симпатии к
социалистическим идеалам - и. наконец, свободное самоопределение
наций, вносящих каждая свой вклад в сокровищницу мировой
культуры, - вот его главные социальные ориентиры, неразрывно
связанные с уже упомянутыми ориентирами духовными.
Идеи Вивекананды оказали громадное воздействие на развитие
философской и общественной мысли в Индии XX в. Б. Г. Тилак,
Ауробиндо Гхош, С. Радха-кришнан, М. К. Ганди, Дж. Неру - все
эти властители индийских (да и не только индийских) умов в той
или иной мере испытали его влияние. За пределами Индии его имя и
идеи также известны достаточно широко, чему способствовали и
упоминавшиеся выше работы Р. Роллана, и деятельность Миссии
Рамакришны. В наши дни идеи Вивекананды все так же актуальны.
Так пусть же психологические прозрения, которыми так богаты
работы Вивекананды, помогут их русскоязычным читателям в наше
столь трудное время обрести более гармонические отношения с
другими людьми, окружающим миром и собственным "Я".
Начало...
Часть 2...
Часть 3...
Часть 4...
Часть 5...
Часть 6...
Часть 7...
Часть 8...
Ссылки на туры |
Даты 2024 год |
Особенности
тура |
Тип и место |
Период |
Статус |
Непал - Тибет |
с 9 сентября |
тур и кора |
путешествие |
17 дней |
стартовал |
Нижний Новгород |
16 сентября |
Курс инструкторов Йоги |
йога-центр НН |
- |
набор |
Зеленогорье Крым |
20-22 сентября |
летнее солнцестояние |
Отель |
2 дня |
прошел |
|
|
|
|
|
|
Программы летних семинаров Лесной Школы йоги
перенесены на следующий сезон |
Дополнительно: получить личную программу или
персональный
курс йоги... |
|