| Философия Бхагаватгиты. Часть 
				13
				Я не буду перечислять все высказывания, сделанные в этой книге 
				относительно Парабрахмана. Первое, на которое я обращу ваше 
				внимание, это глава VIII, стих 3:Нерушимый (дух) - это Высший Брахман. В состоянии Пратьягатмы он 
				называется Адхьятма . Действие, которое ведёт к воплощённому 
				существованию, называется кармой.
 
 Здесь единственными словами, используемыми для обозначения 
				Парабрахмана, являются Акшара и Брахма. Это слова, которые он 
				обычно использует. Вы сможете заметить, что он нигде не называет 
				это Ишварой или Махешварой ; он даже не ссылается на это так 
				часто, как на атму. Даже термин Параматма он прилагает к себе, 
				а не к Парабрахману. Я думаю, что причина этого в том, что слово 
				атма , строго говоря, значит то же, что и “я”, а идея себя 
				никоим образом не связана с Парабрахманом. Эта идея “я” впервые 
				возникает с логосом, и не ранее; следовательно, Парабрахман не 
				должен называться Параматмой или любым другим видом атмы.
 
 
 
				Лишь 
				в одном месте Кришна говорит о Парабрахмане, что это его атма. 
				Исключая этот случай, он нигде не использует слово атма или 
				Параматма , говоря о Парабрахмане. Строго говоря, Парабрахман - 
				самое основание высочайшего Я. Парабрахман однако есть термин, 
				также прилагаемый к Парабрахману, как отличному от Пратьягатмы . 
				В таком приложении он используется в строгом техническом смысле. 
				 
				Когда бы термин Пратьягатма ни использовался, вы найдёте его 
				используемым для выражения чего-то отличного от Парабрахмана.Не следует предполагать, что эго или любая идея “я” должна 
				ассоциироваться с Парабрахманом или считаться присущей ему. 
				Возможно, допустимо сказать, что идея “я” латентна в 
				Парабрахмане, как и всё потенциально имеется в нём; и если в 
				этом смысле вы соедините идею “я” с Парабрахманом, вы будете 
				полностью оправданы, применяя термин Параматма к Парабрахману. 
				Но во избежание путаницы гораздо лучше использовать слова в их 
				чистом значении и вкладывать в каждое то значение, о котором не 
				может быть споров.
 
				Обратимся теперь к главе VIII, стиху 11:То место ( пада ), которое знающие Веды описывают как нерушимое 
				( акшара ), в которое входит аскет, свободный от желаний, и 
				которое - желаемо соблюдающими брахмачарью, я вкратце объясню 
				тебе.
 
 Здесь мы встречаем другое слово, которое использует Кришна, 
				говоря о Парабрахмане. Он называет его своей падой - 
				местопребыванием блаженства или нирваной. Когда он называет 
				Парабрахман своей падой или местопребыванием, он не имеет в виду 
				вайкунтха-локу или какой-нибудь другой тип локи; он говорит об 
				этом, как о своём местопребывании, поскольку логос пребывает 
				именно в недрах Парабрахмана.
 Он говорит о Парабрахмане как об 
				обители блаженства, где вечно пребывает логос, проявленный или 
				непроявленный.
 
				Снова обратимся к главе VIII, стиху 21:О том, что я назвал непроявленным и неизменным, сказано, что это 
				высшее состояние, которого можно достичь. То место, достигший 
				которого никогда не возвращается - моя высшая обитель.
 
 Здесь используется тот же язык и имеется в виду Парабрахман. 
				Когда всякая душа поглощается логосом, или достигает логоса, 
				можно сказать, что она достигает Парабрахмана, который есть 
				центр логоса; а поскольку логос пребывает в недрах Парабрахмана, 
				то когда душа достигает логоса, она также достигает и 
				Парабрахмана.
				Здесь вы заметите, что он снова говорит о Парабрахмане как о 
				своём местопребывании.
 
 Обратимся теперь к главе IX, стихам 4, 5, и 6:
 Мною, в непроявленной форме ( Авьяктамурти ), проникнута вся 
				вселенная. Я - основа всех проявленных существований, но сам не 
				основываюсь на них. Посмотри на то моё состояние, когда я 
				проявлен как Ишвара (логос): эти проявления - не во мне. Моя 
				атма (однако) - основа и источник проявленных существ, хотя она 
				и не существует в комбинации с ними. Пойми, что все проявленные 
				существа - во мне, как атмосфера, [12] распространяющаяся 
				повсюду, всегда - в пространстве. [13]
 
 В моей прошлой лекции я пытался объяснить таинственную связь 
				между Парабрахманом и Мулапракрити. Парабрахман никогда не 
				разделяется. То, что дифференцируется - это Мулапракрити, 
				которая иногда называется Авьякта, а в других местах - Кутастха, что значит просто недифференцированный Элемент. Тем не менее, 
				Парабрахман представляется единой основой всех физических 
				проявлений, или тех явлений, которые обычно относят к 
				Мулапракрити. В конце концов, любой материальный объект - для 
				нас не более, чем набор атрибутов.
 
				По причине врождённой ли 
				склонности или в результате логического заключения, мы всегда 
				предполагаем, что есть “не-я”, которому присущ этот наложенный 
				на него набор атрибутов, и которое - основа всех этих свойств. 
				Не будь этой сущности, не было бы и физического тела. Но эти 
				свойства зарождаются не из самого Парабрахмана, а из 
				Мулапракрити, которая является завесой Парабрахмана. Это не сам 
				Парабрахман, а просто его видимость. Она чисто феноменальна. 
				Она, без сомнения, более долговечна, чем любой другой вид 
				вещественного существования. Будучи первой формой или 
				проявлением единственной абсолютной и безусловной реальности, 
				она представляется основой всех последующих проявлений. Об этом 
				аспекте Парабрахмана Кришна говорит, что весь космос проникнут 
				тем, что является его авьякта формой.
 Так он говорит о Парабрахмане в своей Авьяктимурти, поскольку 
				Парабрахман непознаваем, и становится познаваемым только когда 
				проявит себя как логос или Ишвара . Здесь он старается указать, 
				что Парабрахман в своей Авьяктимурти подобен атме логоса, 
				присутствующей повсюду, поскольку это - атма вселенной, которая 
				представляется дифференцированной, будучи проявлена в виде 
				различных логосов, действующих в космосе, хотя сама она 
				недифференцирована; и которая, хотя и являясь основой всех 
				феноменальных проявлений, не участвует в викарах этих 
				феноменальных проявлений. Обратимся теперь к главе XIII, стихам 
				13, 14, 15, 16 и 17. [14]
 
 Открою тебе то, что должно быть познано; что, познанное, 
				приводит к бессмертию - безначального высочайшего Брахмана, 
				который не может быть назван ни Бытием, ни Небытием.
				Всюду имея руки и ноги, очи, головы и уста, всеведущее ТО 
				пребывает в мире, обнимая всё;
 Сверкающее всеми способностями чувств, не имея чувств; не 
				связанное ни с чем и поддерживающее всё; свободное от трех 
				свойств (гун) и пользующееся этими свойствами;
				Вне и внутри всех существ, двигающихся и неподвижных, неуловимое 
				по своей тонкости; всегда вблизи и всё же в недоступной дали, 
				таково невыразимое ТО.
				Не разделённое среди существ и все же пребывающее порознь в 
				каждом, ТО познаётся как опора всего сущего; Оно и поглощает и 
				производит.
 
 Здесь снова, говоря о Парабрахмане в стихах 15, 16 и 17, Кришна 
				излагает позицию, которую я уже объяснил подробнее. Мне не 
				следует углубляться в подробности значения этих стихов, 
				поскольку вы можете очень легко получить их из комментариев.
 
				Начало... 
				2...  
				3...  
				4... 
				5...  
				6...  
				7...  
				8... 
				9...  
				10...  11...  
				12...  
				14... 
				Словарь... 
				
 
	
	
	 
		
			| Ссылки на туры | Даты 2022 год | Особенности 
			тура | Тип и место | Период | Статус |  
			| Нижний Новгород | 12-13 февраля | Мудры и бандхи Кундалини | йога-центр НН | 2 дня | завершен |  
			| Маха Шиваратри | 28 февр.-1 марта | Усиление духовного Света | онлайн | 4 часа | завершен |  
			| Лунгомпа-Странники | 2-8 мая | Йога и Весеннее тепло | пеший горы-море | 7 дней | завершен |  
			| Программы летних семинаров Лесной Школы йоги
			перенесены на следующий сезон |  
			| Медитация от А до Я | сентябрь | курс по медитации | Нижний Новгород | 3 дня | набор |  
			| Дополнительно:   получить личную программу или
			персональный 
			курс йоги... |  
 
 
 
 
 
 
 
 |