Философия Бхагаватгиты. Часть
13
Я не буду перечислять все высказывания, сделанные в этой книге
относительно Парабрахмана. Первое, на которое я обращу ваше
внимание, это глава VIII, стих 3:
Нерушимый (дух) - это Высший Брахман. В состоянии Пратьягатмы он
называется Адхьятма . Действие, которое ведёт к воплощённому
существованию, называется кармой.
Здесь единственными словами, используемыми для обозначения
Парабрахмана, являются Акшара и Брахма. Это слова, которые он
обычно использует. Вы сможете заметить, что он нигде не называет
это Ишварой или Махешварой ; он даже не ссылается на это так
часто, как на атму. Даже термин Параматма он прилагает к себе,
а не к Парабрахману. Я думаю, что причина этого в том, что слово
атма , строго говоря, значит то же, что и “я”, а идея себя
никоим образом не связана с Парабрахманом. Эта идея “я” впервые
возникает с логосом, и не ранее; следовательно, Парабрахман не
должен называться Параматмой или любым другим видом атмы.
Лишь
в одном месте Кришна говорит о Парабрахмане, что это его атма.
Исключая этот случай, он нигде не использует слово атма или
Параматма , говоря о Парабрахмане. Строго говоря, Парабрахман -
самое основание высочайшего Я. Парабрахман однако есть термин,
также прилагаемый к Парабрахману, как отличному от Пратьягатмы .
В таком приложении он используется в строгом техническом смысле.
Когда бы термин Пратьягатма ни использовался, вы найдёте его
используемым для выражения чего-то отличного от Парабрахмана.
Не следует предполагать, что эго или любая идея “я” должна
ассоциироваться с Парабрахманом или считаться присущей ему.
Возможно, допустимо сказать, что идея “я” латентна в
Парабрахмане, как и всё потенциально имеется в нём; и если в
этом смысле вы соедините идею “я” с Парабрахманом, вы будете
полностью оправданы, применяя термин Параматма к Парабрахману.
Но во избежание путаницы гораздо лучше использовать слова в их
чистом значении и вкладывать в каждое то значение, о котором не
может быть споров.
Обратимся теперь к главе VIII, стиху 11:
То место ( пада ), которое знающие Веды описывают как нерушимое
( акшара ), в которое входит аскет, свободный от желаний, и
которое - желаемо соблюдающими брахмачарью, я вкратце объясню
тебе.
Здесь мы встречаем другое слово, которое использует Кришна,
говоря о Парабрахмане. Он называет его своей падой -
местопребыванием блаженства или нирваной. Когда он называет
Парабрахман своей падой или местопребыванием, он не имеет в виду
вайкунтха-локу или какой-нибудь другой тип локи; он говорит об
этом, как о своём местопребывании, поскольку логос пребывает
именно в недрах Парабрахмана.
Он говорит о Парабрахмане как об
обители блаженства, где вечно пребывает логос, проявленный или
непроявленный.
Снова обратимся к главе VIII, стиху 21:
О том, что я назвал непроявленным и неизменным, сказано, что это
высшее состояние, которого можно достичь. То место, достигший
которого никогда не возвращается - моя высшая обитель.
Здесь используется тот же язык и имеется в виду Парабрахман.
Когда всякая душа поглощается логосом, или достигает логоса,
можно сказать, что она достигает Парабрахмана, который есть
центр логоса; а поскольку логос пребывает в недрах Парабрахмана,
то когда душа достигает логоса, она также достигает и
Парабрахмана.
Здесь вы заметите, что он снова говорит о Парабрахмане как о
своём местопребывании.
Обратимся теперь к главе IX, стихам 4, 5, и 6:
Мною, в непроявленной форме ( Авьяктамурти ), проникнута вся
вселенная. Я - основа всех проявленных существований, но сам не
основываюсь на них. Посмотри на то моё состояние, когда я
проявлен как Ишвара (логос): эти проявления - не во мне. Моя
атма (однако) - основа и источник проявленных существ, хотя она
и не существует в комбинации с ними. Пойми, что все проявленные
существа - во мне, как атмосфера, [12] распространяющаяся
повсюду, всегда - в пространстве. [13]
В моей прошлой лекции я пытался объяснить таинственную связь
между Парабрахманом и Мулапракрити. Парабрахман никогда не
разделяется. То, что дифференцируется - это Мулапракрити,
которая иногда называется Авьякта, а в других местах - Кутастха, что значит просто недифференцированный Элемент. Тем не менее,
Парабрахман представляется единой основой всех физических
проявлений, или тех явлений, которые обычно относят к
Мулапракрити. В конце концов, любой материальный объект - для
нас не более, чем набор атрибутов.
По причине врождённой ли
склонности или в результате логического заключения, мы всегда
предполагаем, что есть “не-я”, которому присущ этот наложенный
на него набор атрибутов, и которое - основа всех этих свойств.
Не будь этой сущности, не было бы и физического тела. Но эти
свойства зарождаются не из самого Парабрахмана, а из
Мулапракрити, которая является завесой Парабрахмана. Это не сам
Парабрахман, а просто его видимость. Она чисто феноменальна.
Она, без сомнения, более долговечна, чем любой другой вид
вещественного существования. Будучи первой формой или
проявлением единственной абсолютной и безусловной реальности,
она представляется основой всех последующих проявлений. Об этом
аспекте Парабрахмана Кришна говорит, что весь космос проникнут
тем, что является его авьякта формой.
Так он говорит о Парабрахмане в своей Авьяктимурти, поскольку
Парабрахман непознаваем, и становится познаваемым только когда
проявит себя как логос или Ишвара . Здесь он старается указать,
что Парабрахман в своей Авьяктимурти подобен атме логоса,
присутствующей повсюду, поскольку это - атма вселенной, которая
представляется дифференцированной, будучи проявлена в виде
различных логосов, действующих в космосе, хотя сама она
недифференцирована; и которая, хотя и являясь основой всех
феноменальных проявлений, не участвует в викарах этих
феноменальных проявлений. Обратимся теперь к главе XIII, стихам
13, 14, 15, 16 и 17. [14]
Открою тебе то, что должно быть познано; что, познанное,
приводит к бессмертию - безначального высочайшего Брахмана,
который не может быть назван ни Бытием, ни Небытием.
Всюду имея руки и ноги, очи, головы и уста, всеведущее ТО
пребывает в мире, обнимая всё;
Сверкающее всеми способностями чувств, не имея чувств; не
связанное ни с чем и поддерживающее всё; свободное от трех
свойств (гун) и пользующееся этими свойствами;
Вне и внутри всех существ, двигающихся и неподвижных, неуловимое
по своей тонкости; всегда вблизи и всё же в недоступной дали,
таково невыразимое ТО.
Не разделённое среди существ и все же пребывающее порознь в
каждом, ТО познаётся как опора всего сущего; Оно и поглощает и
производит.
Здесь снова, говоря о Парабрахмане в стихах 15, 16 и 17, Кришна
излагает позицию, которую я уже объяснил подробнее. Мне не
следует углубляться в подробности значения этих стихов,
поскольку вы можете очень легко получить их из комментариев.
Начало...
2...
3...
4...
5...
6...
7...
8...
9...
10... 11...
12...
14...
Словарь...
Ссылки на туры |
Даты 2024 год |
Особенности
тура |
Тип и место |
Период |
Статус |
Непал - Тибет |
с 9 сентября |
тур и кора |
путешествие |
17 дней |
стартовал |
Нижний Новгород |
16 сентября |
Курс инструкторов Йоги |
йога-центр НН |
- |
набор |
Зеленогорье Крым |
20-22 сентября |
летнее солнцестояние |
Отель |
2 дня |
прошел |
|
|
|
|
|
|
Программы летних семинаров Лесной Школы йоги
перенесены на следующий сезон |
Дополнительно: получить личную программу или
персональный
курс йоги... |
|