Философия Бхагаватгиты. Часть
14
Обратимся к главе XIV, стиху 27:
Я - образ или местопребывание бессмертного и нерушимого
Брахмана, вечного закона и ненарушаемого счастья.
Здесь Кришна упоминает о себе как о проявлении или образе
Парабрахмана. Он говорит, что он - пратиштха Парабрахмана; он не
называет себя Парабрахманом, но лишь его образом или
проявлением.
Единственное другое высказывание, в котором Кришна упоминает о
том же предмете, содержится в главе XV, стихе 6:
Эта моя высшая обитель ( дхама ), которую ни солнце, ни луна, ни
огонь не освещают. Входя в неё, не возвращаются.
Здесь он снова говорит о паде и Парабрахмане, как своём
местопребывании. Мне представляется, что это - все относящиеся к
Парабрахману заявления в этой книге, и их достаточно, чтобы
показать вполне ясно и его положение, и природу его связи с
логосом. Теперь я перейду к указанию на те высказывания, в
которых имеется в виду сам логос.
Строго говоря, вся эта книга может быть названа книгой философии
логоса. Трудно найти страницу, на которой явно или косвенно не
говорится о нём. Есть однако, несколько важных и значимых
высказываний, к которым было бы желательно вас отослать, чтобы
вы могли видеть, что сказанное мной о природе и функциях логоса,
а также его связи с человечеством и человеческой душой,
подтверждается учением этой книги. Давайте обратимся к главе IV
и рассмотрим значение стихов с 5 по 11:
О Арджуна, я и ты прошли через многие рождения. Я знаю их все,
но ты не знаешь, о гроза врагов.
Хотя я нерождённый, бессмертный, Господь всех существ и владыка
собственной природы, я принимаю рождение посредством своей майи
.
О Бхарата, когда бы ни наступил упадок дхармы (или
справедливости) и распространение адхармы (или
несправедливости), я создаю себя.
Я принимаю рождение в каждую югу, чтобы защитить праведных,
уничтожить злодеев и восстановить дхарму .
Кто правильно понимает моё божественное рождение и действие,
покидая своё тело, не возвращается к рождению, а достигает меня,
о Арджуна.
Многие, свободные от страстей, страха и гнева, посвятившие себя
мне и полные меня, очищенные духовной мудростью, достигли моего
состояния.
В этих высказываниях говорится, конечно, не только о логосе
вообще, но также и о собственных воплощениях Кришны. Нужно
заметить, что он говорит здесь так, как если бы логос уже
соединялся с несколькими личностями, или человеческими
индивидуальностями, в прошлых югах; и что он помнит всё, имевшее
место в связи с этими воплощениями. Конечно, поскольку здесь не
могло быть кармабандхи , его логос, соединившись с человеческой
душой, не мог лишиться своей независимости в действиях, как
происходит это с душой, ограниченной узами материи. И поскольку
его интеллект и мудрость ни в коей мере не были затемнены этой
связью с человеческой душой, он говорит, что может вспомнить все
предыдущие воплощения, в то время как Арджуна, ещё не полностью
воспринявший свет логоса, ещё не мог понимать всё, имевшее место
в связи с его прежними рождениями.
Кришна говорит, что его
задача - смотреть за благополучием человечества, и когда бы ни
понадобилось особое воплощение, он объединяет себя с душой
конкретного индивидуума; он появляется в различных формах с
целью установления дхармы и исправления дел на плане
человеческой жизни, если адхарма возрастает. Из его слов резонно
предположить, что количество его собственных воплощений было
очень велико, больше, чем допускается в наших книгах. По всей
видимости он имеет в виду человеческие воплощения; если
упоминаемые джанмы или воплощения просто являются признанными
человеческими воплощениями Вишну, то до Кришны должно быть
только два воплощения, Рама и Парашурама, поскольку аватары
Матсья, Курма, Вараха и Нарасимха не были, строго говоря,
человеческими инкарнациями. Даже Вамана не был рождён от
человеческих матери или отца.
Тайны этих инкарнаций лежат глубоко во внутренних святилищах
древней тайной науки и могут быть поняты только при раскрытии
некоторых скрытых истин. Однако человеческие воплощения могут
быть поняты и при помощи уже сделанных мною замечаний. Может
быть так, что логос, взявший на себя заботу о человечестве,
воплощался не только в связи с двумя индивидуумами, чья история
рассказана в Рамаяне и Махабхарате, но также в связи с
различными индивидуумами, которые появлялись в разных частях
света в разные времена как великие реформаторы и спасители
человечества.
Опять же, эти джанмы могут включать не только особые воплощения,
которые прошёл логос, но также и все воплощения такой
индивидуальности, в ходе духовного прогресса в конце концов
соединившей себя, или свою душу, с логосом, который действует
здесь, так сказать, как ангел-хранитель лучших и высших
интересов человечества этой планеты.
С этим связана великая истина, которую мне следует предоставить
вашему вниманию. Когда бы любой конкретный индивид ни достигал
высшего состояния духовной культуры и развивал в себе все
добродетели, лишь которые удостаивают его союза с логосом и, в
конце концов, соединяют его душу с логосом, обязательно имеет
место нечто вроде реакции, исходящей от логоса для пользы
человечества. Если позволительно тут использовать сравнение, то
это подобно тому, что происходит с солнцем, когда на него падает
комета - обязательно происходит усиление тепла и света. Так и в
случае человеческого существа, развившего в себе бескорыстную
любовь к человечеству, оно соединяет свои высшие качества с
логосом, и когда наступает время окончательного союза, создаёт в
нём импульс воплощения для пользы человечества. Даже когда он на
самом деле и не воплощается, он ниспосылает человечеству свое
благотворное влияние.
Это влияние может восприниматься как
невидимая духовная милость, которая спускается с небес и
изливается на человечество, когда любой великий махатма
соединяет свою душу с логосом. Каждый махатма, соединяющий свою
душу с логосом, становится таким образом источником неизмеримой
силы, приносящей добро человечеству в последующих поколениях.
Говорят, что махатмы, живя в отдалении от мира, совершенно
бесполезны для человечества, пока живут, и ещё более
бесполезными они становятся, достигнув нирваны. Это абсурдное
высказывание делается некоторыми авторами, которые не поняли
истинной природы нирваны. Истина заключается в том, что, как я
сказал, всякая очищенная душа, соединённая с логосом, способна
стимулировать энергию логоса в каком-то направлении. Я не хочу
сказать, что в случае каждого махатмы обязательно присутствует
тенденция воплотиться с целью обучения человечества дхарме.
В
особых случаях это может произойти, но во всех случаях имеет
место полезное для человечества влияние высшей духовной силы,
исходящей от логоса, которая проявляется или как невидимая
сущность, или в виде другого человеческого воплощения, как в
случае Кришны, или, скорее, логоса, имея в виду который мы
говорим о Кришне. Может быть так, что этот логос, который по
всей видимости уже воплощался на этой планете среди различных
народов для пользы человечества, был тем самым, в который
окончательно и вошла душа великого махатмы в прошлой кальпе, и
что импульс, переданный ей таким образом, продолжает
действовать, снова и снова воплощая её ради блага человечества
во время нынешней кальпы.
В связи с этим я должен искренне сказать вам, что за тайной, на
которую я указал вам, лежит и другая, связанная с Кришной и
всеми воплощениями, упомянутыми в этой книге, и восходит она к
самому корню всех оккультных наук. Чем пытаться дать
несовершенное объяснение, думаю, что лучше будет выпустить из
виду эту часть вопроса и перейти к объяснению учений этой книги,
поскольку Кришна говорит не с точки зрения какого-то конкретного
логоса, но с точки зрения логоса вообще. Поскольку обсуждается
общий смысл книги, он будет подходить для любого другого логоса
так же, как для Кришны, но в ней есть несколько разбросанных
высказываний, которые, будучи объяснены, приобретут особое
значение, связанное с этой тайной, которого мы не находим в них
теперь.
В “Тайной Доктрине” будет сделана попытка, насколько
возможно, указать природу этой тайны, но не следует воображать,
что завеса будет полностью сдёрнута и вся мистерия - раскрыта.
Будут даны лишь намёки, с помощью которых вы должны будете
исследовать и понять этот предмет. Однако он чужд моему
предмету, и я просто посчитал лучшим вынести на ваше
рассмотрение этот факт, чтобы вы не были введены в заблуждение.
Вся философия этой книги - это философия логоса. В общем-то
Христос или Будда могли использовать те же слова, что и Кришна;
а то, что я сказал касательно той тайны, относится лишь к
нескольким высказываниям, касающимся природы божественной
индивидуальности Кришны. По всей видимости он сам считает, что
это тайна, как вы можете видеть из девятого стиха.
В десятом стихе матбхава значит положение логоса. Кришна
говорит, что было несколько махатм, ставших Ишварами, или
полностью объединивших свои души с логосом.
Начало...
2...
3...
4...
5...
6...
7...
8...
9...
10... 11...
12...
13...
15...
Словарь...
Ссылки на туры |
Даты 2024 год |
Особенности
тура |
Тип и место |
Период |
Статус |
Непал - Тибет |
с 9 сентября |
тур и кора |
путешествие |
17 дней |
стартовал |
Нижний Новгород |
16 сентября |
Курс инструкторов Йоги |
йога-центр НН |
- |
набор |
Зеленогорье Крым |
20-22 сентября |
летнее солнцестояние |
Отель |
2 дня |
прошел |
|
|
|
|
|
|
Программы летних семинаров Лесной Школы йоги
перенесены на следующий сезон |
Дополнительно: получить личную программу или
персональный
курс йоги... |
|