Философия Бхагаватгиты. Часть
17
Обратимся теперь к главе IX, стиху 11:
Дураки презирают меня, когда я принимаю человеческую форму, не
зная моей высшей природы Господа ( Ишвары ) всего существующего.
Здесь Кришна называет себя истинным Ишварой. И снова в стихе
13:
Махатмы, посвятившие себя моей Дайвипракрити , служат мне своими
сосредоточенными умами, зная меня как нерушимую причину всех
существ.
Здесь он упоминает Дайвипракрити, между которой и Мулапракрити
он проводит ясное различие. Однако некоторыми Дайвипракрити
рассматривается как нечто, чего стоит опасаться, сила, которая
должна быть под контролем. С другой стороны - это благотворная
энергия, воспользовавшись преимуществами которой, человек может
достичь её центра и источника.
Смотри стих 18 в той же главе:
Я путь, защитник, господин, свидетель, обитель, убежище, друг,
начало, конец, основание, вместилище, нерушимое семя.
Все эти эпитеты, приложенные Кришной к себе, демонстрируют, что
он говорит о себе в такой же манере, как говорил о себе Христос,
или как каждый великий учитель, который считался в определённое
время представляющим логос на этой планете.
Ещё одно очень примечательное высказывание - стих 22 этой же
главы:
Тем, кто поклоняются мне и думают только обо мне, всегда
концентрируя на мне внимание, я даю благополучие.
Я уже сказал вам, что в большинстве случаев Кришна, или логос,
может быть просто беспристрастным свидетелем, наблюдающим
продвижение человеческой монады и не увлечённым её интересами.
Но в тех случаях, где сделан истинный духовный прогресс,
приготовляется путь для окончательного соединения с логосом. Это
начинается таким образом - логос начинает проявлять больший
интерес к благополучию этой индивидуальности и становится её
светом и руководителем, наблюдает за ней и защищает её. Таким
путём начинается приближение логоса к человеческой душе. Этот
интерес всё более и более увеличивается, пока человек не
достигнет высшего духовного развития; логос входит в него, и
тогда вместо того, чтобы обнаружить в себе просто отражение
логоса, он находит там сам логос. Тогда имеет место
окончательный союз, после заключения которого для человека
больше не будет воплощений. Только в этом случае логос
становится более, чем незаинтересованным наблюдателем.
Здесь я должен обратить ваше внимание к стиху 29 и следующим за
ним до конца главы.
Я тот же для всех существ; никто мне ни ненавистен, ни приятен;
кто поклоняется мне с благоговением, во Мне, и я в них.
Даже если самый грешный поклоняется мне, тот также должен
считаться хорошим человеком, потому что он на правильном пути.
Он скоро становится праведным и вечного мира достигает; сын
Кунти, знай, что мой бхакта никогда не погибнет.
Все, нашедшие прибежище во Мне, о Партха, будь они и грешного
происхождения, женщины, вайшьи и шудры, они также направляются к
моей высшей обители.
А насколько же больше таких святых брахманов и преданных мне
раджариши; потому, пребывая в этом преходящем безрадостном мире,
служи мне.
Обо мне думай всегда, будь моим бхактой, поклоняйся мне; кто
полагается на меня, достигает меня.
Двумя этими высказываниями Кришна здесь показывает, что он
говорит с совершенно космополитической точки зрения. Никто не
является мне ни другом, ни врагом - говорит он. Он уже указал
лучший путь, которым можно заслужить его дружбу. Он не полагает
заранее каждого конкретного человека своим врагом или другом. Мы
знаем, что даже в случае ракшасов Прахлада стал величайшим из
бхагават. Имея дело с человечеством, Кришна совершенно
беспристрастен в своей духовной помощи. Он говорит, что для него
не имеет малейшего значения, к какому виду ашрама может
принадлежать человек, какого ритуала или символа веры он
придерживается; и далее он говорит, что не делает никакого
различия между шудрами и брахманами, мужчинами и женщинами,
высшими и низшими классами.
Его помощь распространяется на всех,
есть лишь один путь достижения его, и этим путём может
воспользоваться каждый. В этом отношении он проводит различие
между учением карма-йогов и своим собственным учением. Некоторые
говорят, что лишь определённые привилегированные классы имеют
право достичь нирваны. Он же говорит, что это не имеет значения.
Более того, его следует отнести к не разделяющим доктрины
некоторых мадхв, которые говорят, что все души подразделяются
на три типа. Они говорят, что есть определённый класс людей,
называемых нитьянаракиками, которым суждено, что бы они ни
делали, упасть в бездонную погибель; другой класс людей -
нитьясамарики , которые никогда не могут покинуть этот земной
уровень; и третий класс - нитьямукты, которые, каких бы
зловредных поступков ни совершали, должны быть допущены в
Вайкунтху. Эта доктрина не поддерживается Кришной. Далее, его
учение выступает против неправильного представления некоторыми
авторами важности Будды-аватара. Несомненно, некоторые из наших
писателей-брахманов допускают, что Будда был аватаром Вишну; но
они говорят, что это воплощение было предпринято со зловредной
целью.
Он якобы пришёл научить людей всем видам абсурдных
доктрин, с целью навлечь на них проклятие; эти люди должны были
быть наказаны, и он нашёл, что проповедание им ложного учения
было лучшим способом их наказать. И этот взгляд, мне стыдно
сказать, серьёзно высказывается в некоторых наших книгах.
Насколько же он отличается от того, чему учит Кришна! Он
говорит: “В моих глазах все люди равны, и если я и различаю их
вообще, это только тогда, когда человек достигает очень высокого
состояния духовного совершенства и смотрит на меня, как на
своего руководителя и защитника. Тогда, и только тогда я
прекращаю быть незаинтересованным наблюдателем и стараюсь
интересоваться его делами. В любом другом случае я просто
бесстрастный свидетель”. Он не берёт в учёт, брахман ли этот
человек, буддист он или парс, но он говорит, что в его глазах
все представители человечества равны, и то, что отличает одного
от другого - это духовные свет и жизнь.
Начало...
2...
3...
4...
5...
6...
7...
8...
9...
10... 11...
12...
13...
14...
15...
16...
18...
Словарь
Ссылки на туры |
Даты 2024 год |
Особенности
тура |
Тип и место |
Период |
Статус |
Непал - Тибет |
с 9 сентября |
тур и кора |
путешествие |
17 дней |
стартовал |
Нижний Новгород |
16 сентября |
Курс инструкторов Йоги |
йога-центр НН |
- |
набор |
Зеленогорье Крым |
20-22 сентября |
летнее солнцестояние |
Отель |
2 дня |
прошел |
|
|
|
|
|
|
Программы летних семинаров Лесной Школы йоги
перенесены на следующий сезон |
Дополнительно: получить личную программу или
персональный
курс йоги... |
|