Философия Бхагаватгиты. Часть
19
Он говорит “ахам атма” (я - Я), потому что всякое Я - лишь
проявление его самого, или отражение логоса, как я уже указал.
Именно в этом смысле он ахам (я), проявленное повсюду в каждом
упадхи . Говоря так, он делает это с точки зрения логоса вообще,
а не какого-либо конкретного логоса. Описание этого вибхути даёт
нашим умам важный урок. Всё, что есть хорошего и великого,
утончённого и благородного в этой вселенной феноменов или даже в
других локах , происходит от логоса, и тем или иным образом
является проявлением его мудрости, силы и вибхути ; а всё, что
склоняется к духовной деградации и предметной физической жизни,
происходит от пракрити.
Фактически в космосе имеются две
противоборствующие силы. Одна - это Пракрити, происхождение
которой мы уже проследили. Другая - Дайвипракрити, свет,
нисходящий, отражение за отражением, до уровня самых низших
организмов. Во всех тех религиях, где говорится о борьбе добрых
и злых сил, на самом деле подразумеваются этот свет, который
постоянно старается поднять человека с низшего уровня на высший
план духовной жизни, и та, другая сила, находящаяся в Пракрити и
постоянно ведущая дух в материальное существование. Эта
концепция представляется основанием всех этих войн в небесах и
всей борьбы между добрым и злым началами в космосе, которую мы
встречаем в столь многих религиозных системах философии. Кришна
говорит, что всё, понимаемое как великое, доброе или
благородное, должно рассматриваться как имеющее в себе его
энергию, мудрость и свет.
И это, конечно, так, поскольку логос -
это единый источник энергии, мудрости и духовного просвещения.
Когда вы осознаете, какую важную роль эта эманирующая от логоса
энергия играет в эволюции целого космоса и исследуете её
способности в отношении духовного просвещения, вы увидите, что
это описание его вибхути - вовсе не преувеличение важности
Кришны для космоса.
Далее обратитесь к главе XI. Заключения, которые я собираюсь
вывести из этой главы, следующие: во-первых, логос мыслит целый
космос в себе, иными словами, весь космос существует в логосе в
своём зародыше. Как я уже сказал, мир есть слово, сделанное
проявленным, а логос, в мистической фразеологии наших древних
авторов, - пашьянти форма этого слова. Это зародыш, в котором
вечно существует весь план солнечной системы. Образ,
существующий в логосе, расширяется и усиливается, будучи сообщён
его свету, и проявляется в материи, когда этот свет действует на
Мулапракрити. Ни один импульс, ни одна энергия, ни одна форма в
космосе не может начать существование, не имея своей
оригинальной идеи в поле чита, который составляет
демиургический ум логоса.
Логос, его свет и Мулапракрити составляют истинную таттватраю у
вишиштаадвайти, при этом Мулапракрити - их ачит, свет логоса -
их чит, а сам логос - Ишвара.
Здесь я бы обратил ваше внимание на первую анхику Махабхашьи,
[17] где Патанджали говорит о трёх проявленных формах - пашьянти,
мадхьяме и вайкхари ваке. Классифицирует он их иначе.
По его мнению, пашьянти вак, который соответствует логосу, это
чит; вайкхари вак, символ проявленного космоса, это ачит, а
мадхьяма вак , который представляет свет логоса, это чидачит.
Вы знаете, что слово чит может означать чайтанья, или жизнь;
также оно может означать и сознание. Логос - это просто чидрупа, материальной формы у него нет вовсе; весь же проявленный
космос называется ачидрупа, то есть он существует фактически.
Есть представление, что он существует в логосе чисто субъектно;
Фохат же, будучи связующим звеном между этими двумя, не является
ни тем, ни другим, он ни чит, ни ачит. Потому он и называется
чидачит. Таким образом, говоря о мадхьяма ваке как о чидачите,
он считает его связью между умственной формой (в логосе) и
проявленной формой (в материи).
В виде идеи вселенная существует
в логосе, в области силы она существует в виде таинственного
впечатления, и, наконец, преобразуется в предметно проявленный
космос, когда эта сила переносит свой собственный образ или
импульс в космическую материю. Оттого этот логос называется
вишварупи - термин, постоянно прилагаемый к Вишну, но лишь в
этом смысле.
Есть и другой путь рассмотрения этих сущностей, с которым вам
следует познакомиться. Весь космос, под коим я подразумеваю все
бесчисленные солнечные системы, может быть назван физическим
телом Парабрахмана; весь его свет или силу можно назвать его
сукшма-шарирой ; абстрактный логос будет тогда карана-шарирой,
в то время как Атмой будет сам Парабрахман.
Но эту классификацию не следует путать с другой, которая
относится к подразделению только одной из этих сущностей,
проявленной солнечной системы, наиболее вещественной из них,
которую я назвал стхула-шарирой Парабрахмана.
Эта сущность сама
подразделяема на четыре плана существования, которые
соответствуют четырём матрам в пране, как обычно описывается.
Опять же, этот свет, являющийся сукшма-шарирой Парабрахмана, не
должен быть спутан с астральным светом. Астральный свет - это
просто сукшма форма Вайшванары, но как бы далеко ни
рассматривался этот свет, все проявленные планы солнечной
системы являются для него вещественными, таким образом он не
может быть астральным светом. Я считаю необходимым отметить это
различие, потому что эти два понятия бывают перепутаны в
некоторых сочинениях. Сказанное мною в некоторой мере объяснит,
почему логос рассматривается, как имеющий вишварупу.
И опять, если логос - не более, чем чидрупа, как же тогда
Арджуна своим духовным разумом видел вещественный образ или
форму, которая, хотя и сияющая и великолепная, была строго
говоря, просто внешней видимостью мира? То, что было увидено им
- не сам логос, но вишварупа форма логоса, проявленная в его
свете - Дайвипракрити . Даже высочайшему духовному разуму
человека логос может быть видим, только будучи проявлен таким
образом.
Из этой главы можно сделать и другой вывод. В действительности,
форма, показанная Арджуне, выглядела устрашающе, и все ужасные
вещи, которые должны были случиться на войне, были представлены
ему изображёнными в ней. Поскольку логос - замысел вселенной,
грядущие события (или те, которые должны проявиться на
вещественном плане) в общем, возможно, уже проявлены задолго до
того, как они на самом деле произойдут, на плане логоса, с
которого все импульсы происходят первоначально.
Бхишма, Дрона и
Карна ещё жили в то время, когда Кришна демонстрировал эту
форму. Но их смерть и уничтожение почти всей их армии уже
предвещались в этом видении логоса. Его страшная форма была лишь
указанием на страшные вещи, которые должны были произойти. В
себе логос не имеет формы; скрытый же своим светом он принимает
форму, являющуюся символом сил, которые действуют или скоро
начнут действовать в космосе во время проявления.
Начало...
2...
3...
4...
5...
6...
7...
8...
9...
10... 11...
12...
13...
14...
15...
16...
17...
18...
20...
Словарь
Ссылки на туры |
Даты 2024 год |
Особенности
тура |
Тип и место |
Период |
Статус |
Непал - Тибет |
с 9 сентября |
тур и кора |
путешествие |
17 дней |
стартовал |
Нижний Новгород |
16 сентября |
Курс инструкторов Йоги |
йога-центр НН |
- |
набор |
Зеленогорье Крым |
20-22 сентября |
летнее солнцестояние |
Отель |
2 дня |
прошел |
|
|
|
|
|
|
Программы летних семинаров Лесной Школы йоги
перенесены на следующий сезон |
Дополнительно: получить личную программу или
персональный
курс йоги... |
|