Философия Бхагаватгиты. Часть
23
И теперь, если мы допустим истинность изложенных мною
предпосылок, какие же заключения из этого неизбежно последуют?
Для выяснения этого Бхагавад Гиту можно будет разделить на три
части. Из первых шести глав первая - просто вводная, а остальные
имеют дело с пятью теориями, которые были предложены различными
философами в качестве указующих путь спасения для человека;
последующие шесть глав разъясняют теорию, отстаиваемую Кришной,
указывают путь, которому он рекомендует следовать как лучшему, и
дают разъяснения по мере необходимости. В последних шести главах
Кришна при помощи различных аргументов старается показать, что
это Пракрити в основном ответственна за карму и даже за
различные интеллектуальные и нравственные качества,
демонстрируемые человеческими существами, за разнообразие
эмоциональной природы и различные практики, которые из этого
следуют. Невозможно теперь для меня углубиться в этот аргумент
детально. При изучении этой книги последние шесть глав должны
быть прочитаны первыми, потому что один из главных принципов,
который следует принять во внимание, имея дело с различными
рекомендованными там взглядами, перечислен и обоснован именно в
них; и наши заключения должны будут измениться, если учение этих
шести глав считать ошибочным или необоснованным.
Конечно,
приведённые для иллюстрации в этих главах примеры взяты не из
современных предметов, знакомых нам, но из тех, которые в то
время, когда Кришна излагал свои рассуждения, были вполне
понятны его слушателям и публике того времени, и с которыми они
были знакомы в совершенстве. Так что возможно, что в
иллюстрациях, которые он даёт, мы не сможем найти тех аргументов
и соображений, которые, возможно, мог бы представить уму
читателя в поддержку тех же заключений современный автор.
Несмотря на это, природа аргументации та же самая, и заключения
верны для всех грядущих времён. Конечно, если это необходимо,
можно найти иллюстрации из других разделов человеческого знания,
с которыми мы знакомы в настоящее время. Поскольку труды
профессора Бэйна и Герберта Спенсера читаются сейчас широко, не
потребуется никакой длительной аргументации, чтобы показать, что
человеческий физический организм в значительной степени зависит
от умственного склада человека; и на самом деле, современная
психология пытается найти для себя основание в физиологии и
возможно даже доходит в этом направлении до крайностей.
Великий
французский философ, от которого пошло то, что называется
позитивизмом, в своей классификации наук не стал отводить
отдельного места психологии. Он хотел поместить её в подчинённое
положение и включить как отрасль в физиологию.
Эта классификация показывает крайности, к которым эта тенденция
может привести. Если всё, что мы находим в теле - не более, чем
материал, из которого оно состоит, истинная психология - не
более, чем физиология, а ум - всего лишь результат действия
материи. Но есть нечто большее, чем просто физический организм;
невидимая сущность, называемая нами высшей чайтаньей , которая
составляет индивидуальность человека, и которая, более того, -
та энергия, что проявляется как сознание, стоящее за
индивидуальностью.
Она не является материальной, и вряд ли наука сможет получить
хотя бы проблеск понимания её истинной природы, пока не начнёт
принимать методы, применявшиеся всеми великими оккультистами,
пытавшимися проникнуть в эту тайну. Но так или иначе, следует
вполне допустить, что какой бы ни была природа этой сущности или
жизненной силы, человеческая конституция или физическое тело в
значительной мере зависит от умственного развития и характера
человеческого существа.
Конечно, сила, действующая во всех этих упадхи , сама по себе
бесцветна - сама она не может произвести результата. Но при
действии в соединении с Пракрити - это та самая сила, которая
является субстратом для всех царств, и почти всё в космосе в
некотором смысле прослеживаемо до неё. Однако когда вы начинаете
иметь дело с конкретными формами сознательного существования,
конкретными характеристиками и процессами развития, вы должны
будете прослеживать их, строго говоря, к упадхи или материальным
формам, в которых действует сила, но не к самой силе.
Так Кришна
говорит, что вся карма прослеживается к упадхи, и
следовательно, к Пракрити. Сама карма зависит от сознательного
существования. Сознательное существование всецело зависит от
строения человеческого ума, а это зависит от нервной системы
тела и различных элементов в нём, природы астральных элементов и
энергий, запасённых в каранопадхи.
Даже в случае астрального тела тот же закон выполняется хорошо.
Начнём с того, что здесь имеется аура, которая материальна в
строгом смысле этого слова и которая составляет это упадхи . За
этим находится энергия, являющаяся основой того чувства я,
которое испытывает даже астральный человек.
Поднимаясь ещё выше, к карана-шарире, вы снова найдёте здесь
невидимую, бесцветную силу, действующую внутри этого упадхи,
которая содержит в себе характеристики индивидуального Я.
Куда бы вы ни пошли, вы обнаружите, что карма и гуны исходят от
Пракрити - упадхи есть причина индивидуального существования.
Однако само существование, я имею в виду живое существование,
прослеживается к этому свету. Всё сознательное существование
прослеживаемо к нему, и более того, когда развит духовный разум,
он происходит из него непосредственно.
Теперь давайте допустим, что это - приготовленное нами для
принятия заключение, и мне не нужно будет вдаваться в детали
аргументации, которые вы сможете найти на протяжении последних
шести глав. А теперь давайте рассмотрим по порядку различные
теории, предложенные разными философами. Я рассмотрю их в том же
порядке, в каком они рассматриваются в первых шести главах этой
книги.
Первая глава - просто вводная. Вторая рассматривает
санкхья-йогу, третья - карма-йогу, четвёртая - джняна-йогу,
пятая - кармасаньяса-йогу и шестая имеет дело с
атмасамьяма-йогой.
Это - теории, предложенные другими философами, и Кришна не
включает в этот список путь освобождения, указываемый им самим,
который излагается во второй серии из шести глав. Я считаю, что
почти все разнообразные рекомендации, сделанные различными
философами, могут быть отнесены к какому-либо из этих разделов.
В завершение этого списка, имеется метод, предложенный самим
Кришной как универсально приложимый, а также стоящий за другими
неизвестным и невидимым оккультный метод, для облегчения
которого все системы посвящения были вызваны к существованию.
Поскольку этот оккультный метод не имеет универсальной
применимости, Кришна оставляет его на заднем плане и преподносит
своё учение в таком виде, в каком оно является приложимым ко
всему человечеству.
Он указывает недостатки каждой из других
систем, но берёт в отдельности лучшее из этих пяти теорий и
добавляет единственный элемент, без которого каждая из этих
теорий окажется ошибочной. Таким вот образом он выстраивает
теорию, которую он рекомендует для принятия человечеством.
Возьмём, например, философию санкхья. Я уже объяснял любопытное
учение философов санкхьи, согласно которому их Авьякта сама и
является единым Я, проявленным повсюду во всех упадхи. Это в
большей или меньшей мере и есть их Пуруша. Этот Пуруша
полностью пассивен. Это не Ишвара, не активный, созидательный
Бог, но просто что-то вроде пассивного основания космоса, и всё,
что совершено в этом космосе - совершено Пракрити, которая
производит все организмы или упадхи, составляющие совокупность
космоса.
Они принимают тот взгляд, что карму и все результаты,
происходящие из неё, можно проследить к этой майе или Пракрити,
к этому субстрату, составляющему основу всего проявленного. И
именно через действие этой кармы возникает индивидуальное
существование. По причине этой кармы индивидуальное
существование поддерживается, и это по причине кармы человек
вынужден терпеть все боли и печали земного существования.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
24
Словарь
Ссылки на туры |
Даты 2024 год |
Особенности
тура |
Тип и место |
Период |
Статус |
Непал - Тибет |
с 9 сентября |
тур и кора |
путешествие |
17 дней |
стартовал |
Нижний Новгород |
16 сентября |
Курс инструкторов Йоги |
йога-центр НН |
- |
набор |
Зеленогорье Крым |
20-22 сентября |
летнее солнцестояние |
Отель |
2 дня |
прошел |
|
|
|
|
|
|
Программы летних семинаров Лесной Школы йоги
перенесены на следующий сезон |
Дополнительно: получить личную программу или
персональный
курс йоги... |
|