Философия Бхагаватгиты. Часть
21
Обратимся теперь к стиху 22:
Высший Пуруша в этом теле называется Свидетелем, Правителем,
Поддерживающим, Наслаждающимся, Великим Господом и Высшим Духом
(Параматмой).
Не следует воображать, что используемое здесь слово Параматма
относится к Парабрахману. Я уже говорил, что оно прилагается к
самому Кришне. Хотя он - кшетраджня, он не ответственен за
карму, и это он объясняет в стихах 30 и 32 той же главы:
Кто видит, что карма - результат пракрити, а атма не создаёт
кармы, тот видит истину.
Эта бессмертная и высшая атма не создаёт кармы и не ощущает её
действия, даже существуя в теле, так как она без начала и без
гун.
На протяжении всей главы XIV Кришна ясно отвергает всякую
ответственность за карму или какие-либо следствия, произведённые
тремя гунами, которые - дети Мулапракрити. Посмотрите для
примера на стих 19:
Когда (различающий) наблюдатель не распознаёт ничего, создающего
(карму), кроме свойств ( Пракрити ), и знает то, что за этими
качествами, он достигает моего существования.
А теперь обратимся к заключительному стиху в этой главе,
высказыванию, на которое мы уже ссылались в связи с другим:
Я образ Парабрахмана, который нерушим и неизменен, и обитель
вечной дхармы (Закона) и абсолютного счастья.
Здесь он говорит, что он - образ Парабрахмана, который вечен и
без викары, и что он то, в чём обитает вечная дхарма космоса, а
также обитель блаженства, и именно по этой причине логос часто
описывается, как саччидананда. Он сат, потому что он
Парабрахман; и чит, потому что содержит в себе вечную дхарму
космоса, всеобщий закон космической эволюции; он ананда, потому
что он обитель блаженства, и высочайшее счастье, возможное для
человека, достигается, когда человеческая душа достигает логоса.
Обратимся теперь к главе XV, стиху 7, высказыванию, которое, к
сожалению, дало начало столь многим сектантским спорам:
Моя амша, эманирующая из меня и проявленная с начала времён,
становится дживой в мире живых существ и притягивает ум и пять
других чувств, имеющих свою основу в Пракрити.
Сделанное здесь утверждение является почти неизбежным выводом из
предпосылок, которые я уже изложил, если то, что составляет
дживу, есть свет логоса, который является чайтаньей, и
который, став дифференцированным, в комбинации с каранопадхи
образует индивидуальное Я.
Мне не нужно обращать здесь внимание на все споры, которые
вызвало это высказывание. Возможно, этот стих допускает более,
чем одну интерпретацию, и эти разные интерпретации были вызваны
разными предпосылками, с которых начинали интерпретаторы.
Прочитаем теперь стих 8:
Когда владыка ( джива, человеческое Я), покидает одно тело и
входит в другое, он несёт с собой свои чувства, как ветер несёт
запахи цветов от их источника.
Здесь Кришна говорит о той человеческой индивидуальности,
которая обитает в карана-шарире. Эта человеческая монада, или
карана-шарира - единственное связующее звено между различными
воплощениями человека; когда он покидает тело для дэвачана, он
берёт с собой все зародыши сознательного существования, сущность
пяти танматр , манаса и ахамкары . Строго говоря, на каждой
стадии сознательного существования имеются семь всегда
присутствующих элементов, а именно пяти чувств, ума (также
относимого к чувствам некоторыми нашими философами) и Я. Они -
семь элементов, которые постоянно проявляют себя, когда бы ни
проявлялось сознание или сознательное существование. Они
существуют в стхула-шарире, и далее также в сукшма-шарире, и
они латентны в карана-шарире. Они не только латентны в
карана-шарире, но даже импульсы, генерируемые в связи с семью
элементами сознательного существования, находятся в них и
формируют ту латентную энергию, которая старается растратить
себя, вызывая следующие воплощения и среду, определённую прежней
кармой человека и импульсами, уже созданными посредством этого.
Обратим внимание на стихи 12-14:
Сияние солнца, освещающее мир, которое и в луне, и в огне, знай,
что оно от меня.
Входя в землю, я поддерживаю все вещи своей энергией, и я -
причина влаги, питающей растения.
Становясь огнём (пищеварения), я вхожу в тела всех дышащих, и в
соединении с праной и апаной , перевариваю пищу четырёх видов.
Мне следует только указать, что Кришна в действительности
подразумевает здесь - что это его энергия сообщает материи все
её свойства, и что все свойства, которые мы сейчас ассоциируем с
материей, и все склонности к реакциям, наблюдаемые нами у
химических элементов, вовсе не принадлежали ей или им
первоначально.
Когда вы исследуете Мулапракрити, ни одной из этих тенденций вы
в ней не обнаружите. Это просто материя или субстанция,
наделённая всеми этими свойствами потоком жизни, который исходит
от логоса. Потому Кришна и говорит, что все качества, выраженные
в материи, как огонь, солнце, свет или любой другой объект,
который вы можете принять к рассмотрению, первоначально
происходят от него, потому что это его жизнь, его энергия дала
материи все те качества, позволившие ей впоследствии
сформировать различные организмы, которые мы наблюдаем теперь в
проявленном космосе. В связи с этим вам будет интересно сравнить
это со сказанным, по-моему, в одной из десяти Упанишад (Кена
Упанишаде) относительно таинственного появления Парашакти (Дайвипракрити) в сварге.
Когда Парашакти впервые появилась, Индра захотел узнать, что
это. Сперва он послал Агни расследовать, что это появилось в
такой любопытной форме. Тогда Парашакти спросила Агни, какие
функции он выполнял, или каковы были его латентные способности.
Агни ответил, что он почти всё мог бы превратить в пепел. И с
целью показать, что это свойство первоначально не принадлежало
Агни, но было лишь сообщено ему, Парашакти поместила перед ним
маленькую травинку и попросила испепелить её. Он пытался изо
всех сил, но не смог. Ваю был послан следующим; но и он подобным
же образом потерпел неудачу. Всё это было сделано с целью
показать, что Парашакти, или свет логоса, снабжает даже
панчатанматры качествами, первоначально не принадлежавшими
Мулапракрити. Прав Кришна, говоря, что он составляет истинную
энергию огня и всех перечисленных им вещей.
Начало
2
3
4
5
6
7
8
9
10 11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
22
Словарь
Ссылки на туры |
Даты 2024 год |
Особенности
тура |
Тип и место |
Период |
Статус |
Непал - Тибет |
с 9 сентября |
тур и кора |
путешествие |
17 дней |
стартовал |
Нижний Новгород |
16 сентября |
Курс инструкторов Йоги |
йога-центр НН |
- |
набор |
Зеленогорье Крым |
20-22 сентября |
летнее солнцестояние |
Отель |
2 дня |
прошел |
|
|
|
|
|
|
Программы летних семинаров Лесной Школы йоги
перенесены на следующий сезон |
Дополнительно: получить личную программу или
персональный
курс йоги... |
|