Философия Бхагаватгиты. Часть
25
Кем и чем являются эти дэвы ? “Они - существа на плане
карана-шариры. Они никогда не смогут дать вам бессмертие,
поскольку не бессмертны сами. Даже если через поклонение им вы
сможете достичь сварги, вы должны будете вернуться оттуда в
вещественное существование нового воплощения. Счастье, которое
может дать вам эта сварга, не вечно и не постоянно, но
подвержено этому разрушению. И более того, если вы поклоняетесь
дэвам, концентрируя свой ум на них и делая их единственным
объектом своего внимания, это их бхавам вы получите, а не моё”.
Учитывая все эти обстоятельства и признавая многие вредные
последствия, которые будут результатом рекомендации каждому
человеческому существу прекратить создавать карму.
Кришна
добавляет к этой системе всё то из учения, что делает логос
средством спасения и рекомендует человеку, если он ищет
достижения бессмертия, метод, следуя которому, он может быть
уверен в достижении его, а не тот, который в конце может
привести к необходимости другого воплощения или поглощению
другим духовным существом, чьё существование не бессмертно.
Более того, все эти тридцать три крора богов начинают
существование с началом каждой манвантары и исчезают при пралае. Таким образом, когда существование самих этих дэв само по себе
непостоянно, вы не можете ожидать, что ваше существование станет
вечным при присоединении его к их уровню бытия.
Теперь я обращусь к третьей теории - карма-саньяса-йоге. Её
Кришна сразу же отвергает, как наиболее вредоносный и даже
невозможный для следования порядок действий. Все преимущества,
даваемые следованием ей, могут быть получены и совершением кармы
- не в смысле человеческой любви, страсти или желания, а как
долга.
Четвёртая - это система джняна-йоги. Когда люди начинают
постигать, что вся эта деятельность совершенно бессмысленна,
когда не сопровождается соответствующим знанием, они говорят,
что это не карма, предлагаемая последователями Пурва-Мимансы или
любой другой ритуалистической системы, может представить
ценность для спасения человека, а знание смысла этих ритуалов,
или интеллектуальные элементы, стоящие за ними, должны быть
гораздо важнее любого физического действия.
Как говорит Кришна, их лозунг в том, что карма замысливалась
просто как шаг к достижению знания или джняны. Эти философы,
допуская, что карма не должна быть отвергнута, предписывают
другое, свои собственные методы, при помощи которых, как они
думают, может быть достигнуто освобождение.
Они говорили: “Считайте карму разновидностью дисциплины и
попытайтесь понять, что в действительности эта карма значит. На
самом деле она просто символична. Есть глубокое значение,
лежащее за всем ритуалом, которое имеет дело с настоящими
существами, тайнами природы, и всеми способностями, заложенными
в праджне человека, и это значение не следует прилагать только к
физическим действиям, поскольку они - не более чем то, что
выражает их внешняя видимость”.
В добавление к обычной
карма-йоге они приняли некоторые другие виды йоги, такие как
джапа . Строго говоря, эта карма-йога вовсе не йога, если
правильно её называть. Они добавили к ней антар-йогу,
пранагнихотру и другие вещи, которые могут быть в большей или
меньшей мере рассматриваться как утончённые замены внешнего
ритуала. В отношении теории этих философов, всё, что предлагает
Кришна - это то, что их джняна должна быть направлена к её
собственному источнику. В своём поиске истины они должны иметь
перед собой некоторую определённую цель, а не просто следовать и
джапе, и тапасу, или любому другому методу, считающемуся
способным открыть внутренние чувства человека, без полного
видения всего пути, который нужно пройти, и конечной цели,
которой следует достигнуть.
Потому что если достижение знания -
это всё, чего вы желаете, вы можете резко остановиться на очень
большом расстоянии от логоса и духовного знания, которое он
может дать вам. Строго говоря, все учёные и все исследующие
тайны природы тоже следуют рекомендациям этой джняна-йоги. Но
достаточен ли этот тип исследования и знания для того, чтобы
дать человеку бессмертие? Сам по себе он недостаточен, чтобы
произвести этот эффект. Этот путь в действительности может в
конце концов указать человеку те великие истины, относящиеся к
принципам, действующим в космосе, которые, если их правильно
воспринять и следовать им, смогут обеспечить человеку высочайшее
счастье, которого он может пожелать - бессмертие или мокшу.
Признавая преимущества духа исследования, рекомендуемого этой
школой, Кришна пытается направить его к достижению этой самой
цели.
Теперь давайте исследуем пятую систему. Приверженцы этой секты,
исследовав сказанное санкхьями, как и учения других систем,
которые мы описали, пришли к заключению, что прекратить карму на
самом деле, а не просто на словах, можно лишь тем или иным путём
ограничив действие ума. Пока вы не можете сконцентрировать ум на
себе, или обратить себя к Я, для вас невозможно обуздать свою
природу, и пока вы не можете сделать этого, почти невозможно
превозмочь Пракрити или подняться выше последствий кармы.
Эти философы хотели, чтобы люди действовали в соответствии с
некоторыми рекомендациями, которые они предложили в качестве
более эффективных средств обретения господства над собственным
умом, без которого они считали невозможным выполнение программ и
школы санкхьи, и школы джняна-йоги. Именно для этой цели было
создано всё, что имелось в различных системах хатха-йоги с её
различными методами, посредством которых человек пытается
управлять деятельностью своего собственного ума. Это были те
люди, которые рекомендовали то, что может быть названо
абхьяса-йогой. Какой бы определённый путь ни был указан -
хатха-йога, или тот раздел раджа-йоги, который не обязательно
требует тайных посвящений, конечная цель - та же самая -
достижение совершенного контроля над собой.
Эту рекомендацию практиковать и приобретать власть над собой
Кришна принимает. Но он добавил бы к ней более эффективные
способы достижения желаемой цели - способы, сами по себе
достаточные для того, чтобы позволить вам её достигнуть. Он
указывает, что эта абхьяса-йога не только полезна для практики в
одном рождении, но способна оставить в душе человека постоянные
импульсы, которые придут ему на помощь в будущих воплощениях.
Что касается истинных трудностей, которые обнаруживаются в этой
системе, то мне не нужно сейчас об этом говорить, поскольку все
вы осведомлены о трудностях, с которыми обычно встречаются
хатха-йоги.
Многие из членов нашего собственного общества
предпринимали некоторые попытки в этом направлении и поймут из
собственного опыта, какие трудности есть на этом пути.
Кришна, рекомендуя свой собственный метод, совмещает всё, что
есть хорошего в этих пяти системах, и добавляет туда все те
необходимые методы достижения освобождения, которые следуют из
заключения о существовании логоса и его истинном отношении к
человеку и всем принципам, действующим в космосе. Разумеется,
его метод более всесторонний, чем любая из теорий, из которых
исходили эти различные школы философии, и именно эту теорию он
старается внушить в последующих шести главах.
Поскольку я уже ссылался на различные высказывания в этих шести
главах, чтобы показать, в каком свете вам следует воспринимать
логос, мне не потребуется говорить сейчас ничего большего, и
если вы помните уже сделанное мною замечание, то в смысл этого
не очень трудно будет вникнуть.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
26
Словарь
Ссылки на туры |
Даты 2024 год |
Особенности
тура |
Тип и место |
Период |
Статус |
Непал - Тибет |
с 9 сентября |
тур и кора |
путешествие |
17 дней |
стартовал |
Нижний Новгород |
16 сентября |
Курс инструкторов Йоги |
йога-центр НН |
- |
набор |
Зеленогорье Крым |
20-22 сентября |
летнее солнцестояние |
Отель |
2 дня |
прошел |
|
|
|
|
|
|
Программы летних семинаров Лесной Школы йоги
перенесены на следующий сезон |
Дополнительно: получить личную программу или
персональный
курс йоги... |
|